портрет мальчика
К.Е.Маковский. Портрет В.Е.Маковского в детстве

Русская меланхолия в музыке (не путать с психиатрическим диагнозом) – это не просто грустное настроение. За ней всегда стоит нечто большее: возможно даже философская концепция жизни.

На Западе её часто примитивно определяют как “русский пессимизм”. Но это в корне неверно, потому что в меланхолии для русского человека есть неизъяснимый кайф на грани просветления.

Самое первоначальное место для русской меланхолии – это, конечно, романс. А оттуда уже этот элегический стиль перешёл в инструментальную музыку. И, кажется, без слов даже лучше.

Вот пять шедевральных фортепианных пьес на эту тему.

1. Ноктюрн “Разлука” Михаила Ивановича Глинки

В год написания этого ноктюрна бракоразводная ситуация в жизни Глинки наложилась на пылкий, но бесперспективный роман с Екатериной Керн. Возможно, это как-то повлияло на меланхолическое настроение Ноктюрна. Но вообще-то Глинка написал эту пьесу для своей младшей сестры Елизаветы.

В ней больше наивной сентиментальности, чем настоящей меланхолии.

Владимир Тропп

2. “Романс” для фортепиано фа минор Петра Ильича Чайковского

Чайковский написал столько меланхолической музыки (недаром на заре советской власти его называли “буржуазным нытиком”), что выбрать что-либо одно просто невозможно. Но всё же этот фортепианный Романс приходит на память в первую очередь, такая сладкая тоска звучит в первой же его фразе.

В этом Романсе есть очень бодрая и энергичная середина, но на контрасте с задушевной меланхолической темой ещё лучше видно, где настоящее, а где суета сует.

Михаил Плетнёв и меланхолия сочетаются идеально

А здесь можно послушать, как пел этот Романс (уже со словами) звезда французской эстрады Тино России.

3. “Октябрь” из цикла “Времена года” Петра Ильича Чайковского

Чайковский был приятно шокирован очень высоким “гонорарием”, который предложил ему издатель за цикл небольших пьес для нотного приложения к журналу “Нувеллист”, и очень старался оправдать ожидания щедрого заказчика.

Но никаким старанием не объяснить то, что у него получилось в этой осенней пьесе. По какому чудесному наитию он создал мелодию такой дивной красоты и выразительности? На этот вопрос нет ответа.

Кстати, названия пьесам давал не Чайковский, а издатель. Так что, возможно, не только “листья пожелтелые” навеяли Чайковскому такое дивное меланхолическое чувство.

Михаил Плетнёв

4. “Элегия” Сергея Васильевича Рахманинова

Рахманинов – последний из певцов русской меланхолии. Две мировые войны 20 века и революция уничтожили этот жанр как неактуальный предмет роскоши.

Элегия была написана Рахманиновым в 1892 году, ему тогда было всего 19 лет. Но впечатление такое, что автор не только знает об этой жизни всё, но и видит далеко вперёд.

Михаил Плетнёв

5. Музыкальный момент си минор Сергея Васильевича Рахманинова

В меланхолии Рахманинова нет и следа лирической слабости или сентиментальности. “Тёмный” звук, строгий тон, сдержанная речь. Но пронимает до глубины души!

Конечно, здесь не про личный сплин. В своей суровой меланхолии Рахманинов выходит уже на эпический уровень.

Эдуард Кунц с полным погружением в музыку.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here