Карьера
Иван Михайлович Скобцов — теперь уже практически забытое имя. Но в довоенное и послевоенное время он был солистом Большого театра и имел широкую известность как исполнитель русских народных песен и романсов.
Блестящей оперной карьеры Скобцов не сделал, ему довольно редко давали главные партии. И это довольно странно, потому что его вокальный и артистический уровень был очень высоким.
В Большом театре он отслужил почти 30 лет. Во время войны выступал на фронтовых концертах, потом много гастролировал, пел на радио, в его репертуаре было около двухсот песен. Пластинки с русскими песнями в его исполнении выпускались в огромном количестве и в СССР, и за границей, включая даже Англию и США.
Но только спустя много лет, когда ему было уже за семьдесят, он удостоился, наконец, звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Возможно, дело было в каких-то неизвестных нам закулисных интригах или в том, что его концертный репертуар подкачал идеологически: он практически не пел песен советских композиторов.
Голос
Голос Ивана Скобцова — что-то среднее между высоким басом и драматическим баритоном. В аннотациях к пластинкам его представляли то так, то так. Понятия бас-баритон тогда ещё не существовало.
Когда слышишь его голос, на память сразу же приходит Шаляпин. Речь, конечно, идёт не о подражании, а о сходстве тембра.
Шаляпин был кумиром Скобцова, в юности ему удалось даже попасть на его концерт в Москве. Шаляпин, уже в эмиграции, тоже был наслышан о Скобцове, и одобрительно высказывался в его адрес.
Редкая красота его голоса понятна с первого звука. Это — природный дар: в многодетной крестьянской семье, где родился Иван Скобцов, все славились своими голосами ( у его деда, к примеру, был мощный бас).
Учиться академическому вокалу он стал после демобилизации из Красной армии (совсем мальчишкой он воевал в Гражданской и даже был ранен).
Ивану Скобцову не пришлось специально ставить технику — он уже интуитивно владел ею. Его педагогам по вокалу в Московской консерватории оставалось только отшлифовать, «окультурить» его талант.
В этом ролике он поёт один из хитов Шаляпина — Элегию Массне. Но делает это совершенно по-своему: без шаляпинских вокальных «спецэффектов», очень интеллигентно, тонко, с великолепным дыханием и идеальной проработкой каждой ноты и каждого слова.
Русские романсы
Когда слушаешь Скобцова, понимаешь, что такое настоящая русская вокальная школа. В двух словах о том, что в ней главное:
- сначала смысл слова и образ, потом собственно музыкальная красота (отсюда прекрасная дикция у наших певцов довоенного поколения);
- при этом никакого «говорка» — каждый звук пропевается на 100% (тут сочетание русской песенной традиции и итальянской школы).
Вот запись старой песни «Вот мчится тройка почтовая».
Иван Скобцов пел эту песню всю жизнь, есть разные записи, но вот эта, поздняя — настоящий шедевр.
Он рассказывает эту горькую русскую балладу так, что к последнему куплету, где он поёт почти шёпотом, ком в горле неизбежен.
Обратите внимание на очень умный аккомпанемент дуэта гитары и балалайки.
Что бы Скобцов ни исполнял, всё у него красиво, музыкально, с идеальным чувством меры и с эффектом «оживления» текста.
Вот, ещё один маленький романс Павла Булахова «Крошка» на трогательные стихи Афанасия Фета. (Между прочим, аккомпанирует ему в этой записи его зять — дирижёр Владимир Федосеев с Оркестром русских народных инструментов ВР и ЦТ).
Иван Михайлович Скобцов до самого конца не утратил свежесть и красоту своего голоса.
Умер он в 1982 году и похоронен он там же, где и родился — в селе Паньжа под Пензой.
Песни и арии в исполнении И.М. Скобцова постоянно звучали на радио в советское время и пользовались огромной любовью ( не популярностью, а именно Любовью) у слушателей. Как-то странно его постепенно стали замалчивать и с 70-х годов уже не было слышно его голоса. А сейчас и подавно. Низкий поклон авторам Культшпаргалки за то, что вспомнили об этом замечательном Певце! И за добрые слова о нем.
Анна, спасибо!
Спасибо вам за память о вдохновенном русском певце И. Скобцове. Мне посчастливилось с ним общаться и писать его портрет. Это достойный продолжатель шаляпинской традиции. К сожалению не достаточно оценённые при жизни.
По мастерству исполнения народных песен считаю,что ему нет равных.Мне посчастливилось видеть его концертное выступление, с которым он побывал в нашем трудовом коллективе в начале 70гг.Это забыть невозможно.