иван скобцов

Карьера

Иван Михайлович Скобцов – теперь уже практически забытое имя. Но в довоенное и послевоенное время он был солистом Большого театра и имел широкую известность как исполнитель русских народных песен и романсов.

Блестящей оперной карьеры Скобцов не сделал, ему довольно редко давали главные партии. И это довольно странно, потому что его вокальный и артистический уровень был очень высоким.

В Большом театре он отслужил почти 30 лет. Во время войны выступал на фронтовых концертах, потом много гастролировал, пел на радио, в его репертуаре было около двухсот песен. Пластинки с русскими песнями в его исполнении выпускались в огромном количестве и в СССР, и за границей, включая даже Англию и США.

Но только спустя много лет, когда ему было уже за семьдесят, он удостоился, наконец, звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Возможно, дело было в каких-то неизвестных нам закулисных интригах или в том, что его концертный репертуар подкачал идеологически: он практически не пел песен советских композиторов.

Голос

Голос Ивана Скобцова – что-то среднее между высоким басом и драматическим баритоном. В аннотациях к пластинкам его представляли то так, то так. Понятия бас-баритон тогда ещё не существовало.

Когда слышишь его голос, на память сразу же приходит Шаляпин. Речь, конечно, идёт не о подражании, а о сходстве тембра.

Шаляпин был кумиром Скобцова, в юности ему удалось даже попасть на его концерт в Москве. Шаляпин, уже в эмиграции, тоже был наслышан о Скобцове, и одобрительно высказывался в его адрес.

Редкая красота его голоса понятна с первого звука. Это – природный дар: в многодетной крестьянской семье, где родился Иван Скобцов, все славились своими голосами ( у его деда, к примеру, был мощный бас).

Учиться академическому вокалу он стал после демобилизации из Красной армии (совсем мальчишкой он воевал в Гражданской и даже был ранен).

Ивану Скобцову не пришлось специально ставить технику – он уже интуитивно владел ею. Его педагогам по вокалу в Московской консерватории оставалось только отшлифовать, “окультурить” его талант.

В этом ролике он поёт один из хитов Шаляпина – Элегию Массне. Но делает это совершенно по-своему: без шаляпинских вокальных “спецэффектов”, очень интеллигентно, тонко, с великолепным дыханием и идеальной проработкой каждой ноты и каждого слова.

Русские романсы

Когда слушаешь Скобцова, понимаешь, что такое настоящая русская вокальная школа. В двух словах о том, что в ней главное:

  • сначала смысл слова и образ, потом собственно музыкальная красота (отсюда прекрасная дикция у наших певцов довоенного поколения);
  • при этом никакого “говорка” – каждый звук пропевается на 100% (тут сочетание русской песенной традиции и итальянской школы).

Вот запись старой песни “Вот мчится тройка почтовая”.

Иван Скобцов пел эту песню всю жизнь, есть разные записи, но вот эта, поздняя – настоящий шедевр.

Он рассказывает эту горькую русскую балладу так, что к последнему куплету, где он поёт почти шёпотом, ком в горле неизбежен.

Обратите внимание на очень умный аккомпанемент дуэта гитары и балалайки.

Что бы Скобцов ни исполнял, всё у него красиво, музыкально, с идеальным чувством меры и с эффектом “оживления” текста.

Вот, ещё один маленький романс Павла Булахова “Крошка” на трогательные стихи Афанасия Фета. (Между прочим, аккомпанирует ему в этой записи его зять – дирижёр Владимир Федосеев с Оркестром русских народных инструментов ВР и ЦТ).

Иван Михайлович Скобцов до самого конца не утратил свежесть и красоту своего голоса.

Умер он в 1982 году и похоронен он там же, где и родился – в селе Паньжа под Пензой.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here