Самый известный советский авангардист

Для широкой публики это имя — символ отечественного музыкального авангарда. Ни один другой композитор СССР этого поколения (он родился в 1934) не получил такой широкой известности, как он.

В 70-80-х годах Альфред Шнитке имел репутацию непризнанного и гонимого властью гения.

Его запрещали, исполняли крайне редко, а если исполняли, то концерты сопровождались невиданным ажиотажем (вплоть до вмешательства конной милиции). Позже — наоборот: его стали играть очень много, о нём стали снимать фильмы, писать книги. Шнитке стал символом перестройки и свободы совести.

Самый модный автор музыки к фильмам и театральным спектаклям

Писать для кино и театра (вообще — прикладную музыку) Шнитке считал занятием презренным для серьёзного композитора, но поскольку его крупные сочинения не были рекомендованы к исполнению Союзом композиторов, именно этим он зарабатывал себе на жизнь в течении многих лет.

Он написал музыку ко многим фильмам (их около 60-ти) — «Агония», «Мастер и Маргарита» (1994 года), «Мёртвые души», «Сказка странствий», «Восхождение», «Комиссар», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил».

Спектакли Театра на Таганке (в то время. когда его возглавлял Юрий Любимов) тоже шли с его музыкой.

Музыка Шнитке украсила мультфильмы Андрея Хржановского («Бабочка», «Стеклянная гармоника» и знаменитая трилогия по рисункам Пушкина).

Свою первую Государственную премию РСФСР Шнитке получил не за свои симфонии, оратории и концерты, а именно за музыку к мультфильмам.

Изобретатель полистилистки

Полистилистика — это слово, введённое в лексический оборот самим Шнитке. Так он назвал свой собственный метод композиции, к которому пришёл после долгих лет проб и ошибок.

Это такой способ сочинения музыки, когда композитор «монтирует» своё сочинение как музыкальный коллаж из тем или фрагментов в разных стилях. Атональная музыка может смениться темой в стиле барокко или романтизма, а дальше может следовать, к примеру, банальная песенка.

Каждый из стилей несёт в себе определённую авторскую мысль или эмоцию, и эти стилевые шифры довольно легко считываются. Например, у Шнитке стиль барокко (Вивальди, Бах) — это синоним идеального, но утраченного мира. Современный стиль атональной, диссонансной музыки выражает как правило хаос сегодняшнего мира, в который погружена человеческая душа, танго — это воплощение гибели духовности вообще.

Полистилистика — это всегда ярко, понятно, очень эффектно, несколько шокирующе, но никогда не скучно (типичный пример — Concerto grosso №1).

Чужой среди своих

Шнитке был наполовину немцем (по матери), наполовину евреем (по отцу). Русский и немецкий были ему родными языками. Такая же двойственность была и в вопросе религии. В сорок восемь лет он крестился в католичество, но его духовником был православный священник.

При этом Шнитке нельзя назвать русским или немецким композитором, советским — тоже: его музыка была вне советской системы ценностей.

Все эти муки раздвоенности слышны в его музыке. «Мне нет места на земле».

Певец трагического

Слушать музыку Шнитке — это вовсе не значит приятно провести время. Вас ждёт примерно тот же эффект утомительной духовной работы, серьёзных переживаний и даже эстетических стрессов, что и при чтении, к примеру, Достоевского.

Все главные сочинения Шнитке посвящены проклятым вопросам современного мира: гибели высокой культуры и человеческой духовности, одиночеству и тотальной разобщённости людей.

Цельная личность

Шнитке не был идеологическим диссидентом, но он был нонконформистом и очень значительной и глубокой личностью. Все его интервью интересны с точки зрения сути высказываемых им мыслей.

Несмотря на постоянные поиски «своего» формата церкви, Шнитке был глубоко верующим человеком.

Уже в период европейского признания (1990 год) он отказался принять Ленинскую премию за Хоровой концерт (на молитвенные тексты армянского поэта Нарекаци) по идейным убеждениям: получить премию имени воинствующего атеиста Ленина за религиозное по сути произведение он счёл невозможным.

Два гражданства

Публичное признание Шнитке как серьёзного композитора началось сначала в Германии, а потом уже в СССР. Оттуда поступали заказы, и там проходили первые исполнения его симфоний. В конце 80-х Шнитке была назначена стипендия Берлинской научной коллегии. Он переезжает в Гамбург, преподаёт в местной Высшей школе музыки и получает гражданство Германии, оставив при этом российское.

В Германии он прожил восемь лет. Из них последние четыре он провёл в инвалидной коляске в состоянии постинсультного паралича. Он был лишён речи, двигательные функции сохраняла только левая рука. В таком состоянии Шнитке написал свою последнюю Девятую симфонию.

Два брака и один сын

Шнитке был женат дважды. Первый брак (с музыковедом Галиной Кольциной) продлился три года и закончился разводом. Спустя год он женился на пианистке Ирине Катаевой и прожил с ней в счастливом браке до самой смерти.

Сейчас Ирина является хранительницей архива композитора.

Их сын Андрей — тоже музыкант, он абсолютно не публичная фигура, живёт в Германии.

Место в истории

Ростропович называл Шнитке гением, Свиридов оценивал его талант скептически. Ажиотаж вокруг его имени в перестроечные годы и спад интереса после его смерти не даёт возможности точно определить его место в композиторской иерархии 20 века. Это вопрос времени.

Встанет ли он в один ряд со Стравинским, Прокофьевым и Шостаковичем — это большой вопрос, но совершенно ясно, что без него картина музыки нашего времени будет неполной.

Ещё на эту тему: Четыре лучшие мелодии Альфреда Шнитке к советским фильмам.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here