Франсуа Буше. Летняя пастораль

Сицилиана – это неторопливый танец с характерным покачивающимся ритмом (вы поймете, какой это ритм, когда послушаете музыку). Возможно, когда-то сицилиана была народным танцем, но несколько последних столетий она используется в композиторской музыке, а в фольклоре Сицилии от неё не осталось никаких следов.

В старые времена сицилианы всегда ассоциировались с пасторальными картинками: ручеек, овечки, кудрявые пастушки и пастУшки со своими наивными любовными печалями. Позже их содержание изменилось, но печать грусти осталась.

Эти четыре известные меланхолические сицилианы написаны в четыре разные музыкальные эпохи.

1. Иоганн Себастьян Бах. Сицилиана из Сонаты для флейты и клавесина ми-бемоль мажор (вторая часть).

Во времена Баха звук флейты был ближе к тембру пастушьей свирели. Под эту мелодию, полную нежной печали, можно понастальгировать о тех временах, когда чувства были проще, а реки чище.

Михала Петри (блок флейта), Кит Джарретт (клавесин)

2. Вольфганг Амадей Моцарт. Вторая часть из Концерта для фортепиано и оркестра №23 ля мажор.

Печаль этой сицилианы (вы узнаете тот же ритм, даже начало похоже) уже другого свойства. Это горькая и светлая правда о человеческой жизни, высказанная в форме совершенной красоты. В этом весь Моцарт.

Владимир Горовиц

3. Габриэль Форе. Сицилиана из музыки к драме Мориса Метерлинка “Пеллеас и Мелизанда”.

Форе – композитор не первого ряда, но он обладал великолепным лирическим даром и умением создавать мелодии редкой красоты и изысканности. Сицилиана – одна из них.

К символистской драме Метерлинка она не имеет непосредственного отношения, потому что была взята по причине спешки из более раннего сочинения. Но она идеально подошла к атмосфере этой пьесы о мучительной и прекрасной любви златовласой Мелизанды.

Камерный оркестр “Академия Св. Мартина в полях”и Альбрехт Майер (гобой)

4. Игорь Стравинский. Серенада из балета “Пульчинелла”.

В этой Серенаде (она тоже написана в жанре сицилианы) Стравинский выступил только аранжировщиком. Сама музыка принадлежит итальянскому композитору 18 века Джованни Перголези (канцона из его оперы “Фламинио”). Стравинский заново оркестровал её и получилась изящная стилизация под любовную пастораль с красивой мелодией тенора.

Лондонский филармонический оркестр и тенор Риланд Дэвис

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here