Сицилиана — это неторопливый танец с характерным покачивающимся ритмом (вы поймете, какой это ритм, когда послушаете музыку). Возможно, когда-то сицилиана была народным танцем, но несколько последних столетий она используется в композиторской музыке, а в фольклоре Сицилии от неё не осталось никаких следов.
В старые времена сицилианы всегда ассоциировались с пасторальными картинками: ручеек, овечки, кудрявые пастушки и пастУшки со своими наивными любовными печалями. Позже их содержание изменилось, но печать грусти осталась.
Эти четыре известные меланхолические сицилианы написаны в четыре разные музыкальные эпохи.
1. Иоганн Себастьян Бах. Сицилиана из Сонаты для флейты и клавесина ми-бемоль мажор (вторая часть).
Во времена Баха звук флейты был ближе к тембру пастушьей свирели. Под эту мелодию, полную нежной печали, можно понастальгировать о тех временах, когда чувства были проще, а реки чище.
Михала Петри (блок флейта), Кит Джарретт (клавесин)
2. Вольфганг Амадей Моцарт. Вторая часть из Концерта для фортепиано и оркестра №23 ля мажор.
Печаль этой сицилианы (вы узнаете тот же ритм, даже начало похоже) уже другого свойства. Это горькая и светлая правда о человеческой жизни, высказанная в форме совершенной красоты. В этом весь Моцарт.
Владимир Горовиц
3. Габриэль Форе. Сицилиана из музыки к драме Мориса Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда».
Форе — композитор не первого ряда, но он обладал великолепным лирическим даром и умением создавать мелодии редкой красоты и изысканности. Сицилиана — одна из них.
К символистской драме Метерлинка она не имеет непосредственного отношения, потому что была взята по причине спешки из более раннего сочинения. Но она идеально подошла к атмосфере этой пьесы о мучительной и прекрасной любви златовласой Мелизанды.
Камерный оркестр «Академия Св. Мартина в полях»и Альбрехт Майер (гобой)
4. Игорь Стравинский. Серенада из балета «Пульчинелла».
В этой Серенаде (она тоже написана в жанре сицилианы) Стравинский выступил только аранжировщиком. Сама музыка принадлежит итальянскому композитору 18 века Джованни Перголези (канцона из его оперы «Фламинио»). Стравинский заново оркестровал её и получилась изящная стилизация под любовную пастораль с красивой мелодией тенора.
Лондонский филармонический оркестр и тенор Риланд Дэвис