В удивительной жизни Рихарда Вагнера был такой драматический момент, когда после разгрома антиправительственного восстания в Дрездене он вынужден был бежать от преследования полиции. Поскольку он был непосредственным участником революционных событий, за его голову было объявлено приличное вознаграждение.
После всяческих приключений он скрывается в Швейцарии, где судьба сводит его с неким Отто Везендонком.
Это был немец, очень богатый торговец шёлком, который стал оказывать беглому композитору спонсорскую, как мы бы сказали, помощь.
Как ангел чистой красоты
Его жена — Матильда — была тонкой ценительницей прекрасного (она писала стихи и хорошо играла на фортепиано), красавицей и незаурядной личностью. Вот, например, один из её удивительных поступков.
От рождения и до 17 лет она носила совершенно другое имя – Агнес. Когда Агнес стала невестой Отто Везендонка, он попросил её об одолжении: поменять своё имя на другое, то, которое носили две его любимые недавно умершие женщины — первая жена и сестра. Трудно представить себе женщину, которая согласилась бы на такую странную просьбу. Но Агнес было понятно такое самоотречение во имя любви, и она отныне и навсегда стала Матильдой.
С Отто и Матильдой произошло то же, что и со многими другими людьми, попавшими в орбиту личности Вагнера: они стали горячими поклонниками гения.
Отто обеспечивал жизнь Вагнера в Цюрихе и давал деньги на организацию концертов за границей. Вагнер много времени проводил в их доме, и был совершенно очарован нежнейшей Матильдой. Матильда отвечала ему трепетным обожанием.
Бывает и такое
Она честно рассказала мужу, что происходит в её душе. И Отто проявил великодушие и понял её чувства, потому что и сам был сильно увлечён великим человеком. Он душил в себе мелочную ревность ради любви к жене и к искусству и допускал, что Матильда имеет право на свободу чувств.
Спустя несколько лет он купил в Цюрихе два участка земли и построил на них два дома: виллу для своей семьи и небольшой двухэтажный гостевой фахверк по соседству. Этот дом был сдан Вагнеру в аренду за символическую плату, чтобы дорогой друг был как можно ближе.
Вряд ли Отто Везендонк был в восторге от такого соседства и перспективы ещё большего сближения влюблённых, но он готов был терпеть ради любви к жене и к искусству. Он понимал, что его долг перед человечеством — создать гению условия для творчества.
На фото этот домик вдалеке справа.
Вагнер выписал свою жену Минну, которая быстро навела в доме уют, наладила домашнее хозяйство и развела грядки в саду. Вагнер тем временем увлечённо писал своё «Кольцо нибелунгов» в компании любимого спаниеля Пепса и говорящего попугая. После всех треволнений последних лет это была долгожданная идиллия. И она была тем более прекрасной, что Матильда была рядом.
Теперь они ежедневно общались на правах соседей, кроме того, был и формальный повод проводить время наедине – Вагнер давал ей уроки музыки.
Как Тристан и Изольда
Главный нерв этих отношений был в том, что они не были любовниками. Матильда любила гения, но понятие чести не было для неё пустым звуком. И Отто ей полностью доверял.
Союз супругов Везендонк был неразрывен, а отношения базировались на доверии и полной уверенности в порядочности друг друга. Матильда не колебалась в выборе, она знала, кто и что ей дороже всего, и Вагнер так и не смог пробиться сквозь эту стену её преданности мужу. Как бы он ни страдал от этого, ему не оставалось ничего другого, как только присоединиться к ней в этом её непоколебимом пиетете перед Отто и долгом верности.
Любовь эта не была платонической. Вагнер горел неутоленными страстями, и они сублимировались в творчество. То, что пережил Вагнер — мучительное кипение эмоций, перемешанное с обожанием самого высокого градуса, вылилось в великолепную любовную драму — оперу «Тристан и Изольда». Это сумрачно-магнетическая музыка, в которой для влюблённых есть только одно пристанище и счастье — смерть.
Этот роман длился около пяти лет. При этом течение семейной жизни Матильды ничем не нарушалось: она родила за это время двоих детишек.
Между влюбленными постоянно шла переписка, в которой они описывали друг другу каждый миг своей жизни, каждую мысль, любое впечатление.
Развязка
Именно письма стали причиной конца этого романа. Всё, как в любой банальной истории, где есть она, он, её муж и его жена.
Минна, жена Вагнера, с трудом терпела такую странную ситуацию: их жизнь оплачивалась из кармана женщины, в которую влюблен её муж. Однажды она обнаружила на его столе любовное письмо к Матильде. В лучших традициях бытовых скандалов она отправилась с этим письмом к разлучнице, высказала всё, что она о ней думает и пригрозила показать письмо её мужу. Матильда вынуждена была оправдываться и извиняться.
Конфликт удалось сгладить на время, но ситуация накалялась из-за всё новых и новых скандалов Минны.
Дальше произошло то, что Вагнер назвал потом катастрофой – он вынужден был покинуть Цюрих и Матильду, лишившись любимой женщины, тихого приюта и материального содержания. Минне он объявил, что отныне их брак невозможен, и она была отправлена с глаз долой лечить нервы на далёкий курорт.
Везендонки тоже уехали из Швейцарии. Общение между ними и Вагнером прервалось на целый год. Потом переписка возобновилась, но уже в другом ключе.
На премьеру «Тристана и Изольды» супруги Везендонк не приехали, поскольку их появление раздуло бы ещё больше светские сплетни — для публики уже было очевидно, что за треугольник лёг в основу сюжета. Но первое представление «Кольца нибелунгов» на открытии Фестшпильхауса (нового вагнеровского театра) они не смогли пропустить.
Конец
После разрыва с Матильдой и Отто Вагнер пережил нелёгкие времена.
Его положение иногда становилось до такой степени отчаянным, что однажды он опять попросил помощи и приюта у Везендонков. Но Отто вежливо отказал ему. Тем не менее они сохраняли формально-приветливые отношения до самой смерти Вагнера.
Композитор подарил Отто в знак благодарности клавир «Нюрнбергских мейстерзингеров» и написал на стихи Матильды прекрасный цикл из пяти песен.
Письма Матильды к Вагнеру, которые он бережно хранил, уничтожила его вторая жена — Козима — после его смерти. Что касается писем Вагнера, то они были изданы уже после смерти Матильды её наследниками с разрешения вдовы Вагнера.
Известно, что Вагнер был против их публикации.