Это даже хорошо, что случился такой скандал с результатами голосования на последнем детском «Голосе». Появилась надежда, что для многих это станет поводом посмотреть на это популярное шоу, как на самый позорный проект Первого канала.
Никто не будет спорить с тем, что поющие дети — это прекрасно. Вопрос в том, человечно ли устраивать на этом азартные скачки для поднятия телевизионного рейтинга со всеми финансовыми вытекающими для его организаторов? Или стоит подумать о последствиях для детей?
Всё зло — в конкурсе
Дети хотят на сцену и в телевизор, а нам радостно смотреть на талантливых и голосистых ребятишек. И пусть они поют на здоровье. Соло, хором, в ансамблях, на концертах, фестивалях и всяких других несоревновательных форматах.
Только не в публичных индивидуальных ТВ конкурсах, замешанных на тщеславии, взрослых амбициях, деньгах (подготовить ребёнка к такому мероприятию — долгое и дорогое удовольствие), натаскиванию на результат (надо понравиться жюри), длинных отборочных очередях, где все друг другу — конкуренты.
Суть конкурса определённа как дважды два — четыре: если хочешь быть первым, значит ты хочешь, чтобы Петя был вторым. И никакими фальшивыми мантрами типа — «главное не победа, главное — участие», «ничего, что ты проиграл, ты все равно лучший!» — это не прикроешь.
На самом деле, на войне как на войне, и закулисные интриги выливаются иногда вот в такой публичный скандал, который выпал на долю этой девочки — дочки Алсу.
Можно повторить финал и переиграть голосование, но девочка-то как?
Во всех странах, где есть детский «Голос», есть и общественное движение против него. Не надо быть детским психологом, чтобы оценить вред, который наносится детям на этом (и других подобных) проекте.
Любой конкурс — это производство не победителей, а проигравших
Выигрывает только один, остальные испытывают удар по своей самооценке. Травма прямо пропорциональна масштабу конкурса. Пощекотать свои амбиции в школьном или областном конкурсе — это может быть даже на пользу. Но проиграть в большом, да ещё публичном соревновании — это уже совсем другое. Это касается прежде всего творческих конкурсов, где критерии оценки субъективны.
Есть сферы, в которых конкурсные состязания — неизбежное зло. Например, академическая музыка. Без дипломов престижных конкурсов музыкантам практически невозможно сделать себе карьеру.
Даже взрослые исполнители, прошедшие такие испытания, вряд ли расскажут вам много хорошего об этой процедуре. Некоторые потом всю жизнь носят печать этой психологической травмы. Кроме обладателя первой премии, конечно.
Но взрослый человек способен с этим справиться, на то он и взрослый. А как переживёт это испытание ребенок, и каковы отдаленные последствия этого личного краха для него — никто предсказать не может.
Нет никакой веской причины подвергать ребенка такому травмоопасному испытанию, как «Голос», где на глазах многомиллионной страны на нём ставят штамп «второй сорт».
На проекте, конечно, есть детские психологи. Но как-то сомнительно выглядит детское мероприятие, где по умолчанию требуется психологическая помощь.
Выигрыш ещё хуже, чем проигрыш
Что даёт ребенку победа? Да, его узнала вся страна (надо ли это ребёнку?), у него привалило подписчиков в Инстаграме, растроганные люди пишут ему восторженные комментарии в сети («ты лучший в мире!», «ты гениально спел!», «ты невероятный талант!»), и он верит, как же не верить, когда взрослые люди ему это пишут!
Он подписывает контракты, от которых непонятно, какой прок, и зарабатывает деньги, выступая на всяких мероприятиях, включая корпоративы и свадьбы. Неплохая, конечно, прибавка к семейному доходу.
Но хорошо бы задуматься — благо ли это для ребёнка? Есть подозрения, что ему от этого один только вред.
Даже у взрослых людей легко срывает крышу, как только на них сваливается публичный успех, а детскую психику он ломает как спичку.
Кто знает, как эти маленькие победители впоследствии возвращаются в рамки реальной жизни и своего детского социума, как восстанавливают подлинное, а не искусственно раздутое представление о себе, как справляются с привычкой смотреть на других как на конкурентов?
Поучительно будет вспомнить, во что вылился ранний старт для Бритни Спирз, Дрю Бэрримор, Маколея Калкина и многих других.
При этом никто не гарантирует, что детский успех станет трамплином для успехов во взрослой карьере. В подавляющем большинстве случаев он так в детстве и остаётся. Вспомним Робертино Лорети или нашего Сережу Парамонова.
Ребенку, который участвует в конкурсе, внушаются ложные цели
Нормальная цель детского развития — научиться что-то делать ХОРОШО, как можно лучше. Но в конкурсе эта цель приобретает другой акцент: ему нужно петь ЛУЧШЕ ВСЕХ.
В этой маленькой разнице кроется много негатива. Если я не первый, то я не так уж и хорош. Я опять второй, значит, я неудачник. Если ни одно кресло не повернулось ко мне (какой садист придумал эти кресла?!), значит — я никому не нравлюсь, я плохой.
Прибавим к этому то, что позиция «лучшего» закрепляет в детском мозгу формулу: я хорош только тогда, когда другие хуже меня. Раздутое детское эго — это тяжёлый диагноз.
В стрессовой ситуации публичности каждое слово — приговор
В жюри сидят обычные люди, вовсе не педагоги, и не все из них вообще любят детей.
После того, как на «Ледниковом периоде» под камерами Татьяна Тарасова произнесла в адрес маленькой фигуристки: «Нет, девочка моя, ты никогда не будешь в большом спорте, у тебя нет прыжка!», уже никто и никогда не восстановит веру этой девочки в себя. На «Голосе» тоже были подобные травматичные ляпы.
Конечно, на «Голосе» есть установка всех обиженных хвалить, обнимать, утешать и нежно утирать слезы. Но лучше бы эти дети вообще не плакали.
Самое подлое, что эти горькие детские слезы вперемежку с искренней детской радостью и создают необходимые для рейтингов эмоциональные горки у телеаудитории. И обратите внимание, это не детская передача («Голос» показывается после 21-го). Это шоу для развлечения взрослых.
Наверное, уже пора задуматься, во что нас вовлекают.
Быть как Гагарин или как Дима Билан?
Вокруг чего вообще весь этот сыр-бор? Каковы цели детского «Голоса», кроме финансовых?
Вроде бы с воспроизводством самой отборной попсы у нас в стране полный порядок. Эфир оккупирован ею на 100%, эти люди зарабатывают самые большие деньги в сфере культуры, а главное — они в мозгах наших детей. Теперь быть как Шнур или Лепс, стало уже светлой детской мечтой.
И ладно бы дети на этом конкурсе были сами собой и пели бы какой-то свой детский репертуар. Но нет, они поют то, что точно понравится взрослым дядям и тётям. Про любовь и — как там? — про «шляпу на панаму и ботинки «нариман».