Контральто и дирижёр Натали Штуцман.

Контральто — это самый низкий женский голос, образно говоря — «женский бас» в академическом вокале. Но дело тут не только в низких нотах (контральто часто поют в диапазоне меццо-сопрано и наоборот), но и в особенностях тембра. Он плотный, густой, напоминающий виолончель или старинную виолу да гамба.

Если у певицы-контральто действительно красивый тембр и хорошая техника, это всегда изысканное удовольствие для слуха, настоящая вокальная роскошь.

Чтобы получить представление об этом тембре, можно послушать эту запись Лины Мкртчан. Она камерная певица с мощным голосом и со специфическим ракурсом творчества.

Но здесь речь именно об оперных контральто.

В опере не так много партий для этого голоса. Но и они чаще всего поются меццо-сопрано, хороших контральто очень мало мало, это редкость.

С другой стороны, контральто тоже заходят на территорию меццо-сопрано по той же причине — им тесно в рамках своего репертуара.

Сейчас, в эпоху бароккомании, контральто больше всего востребованы в барочном репертуаре (Гендель, Вивальди, Бах). Они делят с контртенорами партии, когда-то написанные для кастратов-альтов.

Но «брючные роли» в операх 19 века — Ваня , Ратмир ( у Глинки), Лель (в «Снегурочке»), Танкред (у Россини) — тоже их.

Вот, например, три контральто, которые сейчас составляют первую линию в своём классе.

1. Натали Штуцман (Франция)

Она очень популярная, заслуженная и авторитетная личность в своей стране (Рыцарь Почётного легиона, между прочим), потому что кроме вокала она построила серьёзную дирижёрскую карьеру.

Размах её деятельности и сильный характер очень хорошо соответствуют типу её голоса с мужскими теноровыми красками на нижних нотах. Её разговорный голос тоже практически мужской. Посмотрите этот ролик:

2. Мари Николь Лемьё (Канада)

Жизнерадостная и яркая певица, любимица публики. У неё нет такого выраженного контральтового тембра, как у Натали Штуцман, но зато у неё очень широкий репертуар: от барокко до Дебюсси и широкие колоратурные возможности.

Она славится своим незаурядным комическим даром, который демонстрирует в операх Россини или вот здесь — в «Фальстафе» Верди.

В этой опере все только и занимаются тем, что дурачат недалёкого простака сэра Фальстафа. Миссис Квикли приходит к нему, чтобы завлечь беднягу в очередную ловушку. Она рассказывает, что по нему смертельно страдают сразу две прекрасные дамы, и что есть возможность встретиться с ними наедине сегодня с «двух до трёх» («da due a tre»).

Вот в 👉этом ролике можно полюбоваться Мари-Николь Лемьё в паре с другим известным комиком — Филиппом Жарусски.

3.Сара Мингардо (Италия)

У неё редкий по красоте тембр, хорошая техника и замечательная музыкальность. Плести бесконечное кружево вокальных линий в барочной лирике — это её конёк.

Ария №7 из кантаты Вивальди «Dixit Dominus»

На первый взгляд контральто выглядит несколько тяжеловесно, но в эпоху барокко композиторы писали для них очень подвижные и виртуозные колоратурные партии (в 19 веке такие задачи перед ними ставил Россини).

В 👉 этой культшпаргалке можно послушать, как Сара Мингардо поёт ультрастремительную арию из оратории Вивальди и почитать, о чём она.

Поделиться:

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Натали Штуцман — контральто, согласна. А остальные всё-таки больше меццо-сопрано, каким оно должно быть, а не те недорезанные сопрано, которых нам выдают за меццо.
    Если хотите послушать настоящее контральто, найдите записи Вари Паниной и Галины Барановой, вот это я считаю эталоном контральто.

  2. Трудно сравнивать оперных и эстрадных певиц.

  3. Валентина Левко — вот для меня образец контральто широкого диапазона.
    Любаша и Марфа в её исполнении несравненны.
    И эти «обуховские» нотки…

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here