Контральто — это самый низкий женский голос, образно говоря — «женский бас» в академическом вокале. Но дело тут не только в низких нотах (контральто часто поют в диапазоне меццо-сопрано и наоборот), но и в особенностях тембра. Он плотный, густой, напоминающий виолончель или старинную виолу да гамба.
Если у певицы-контральто действительно красивый тембр и хорошая техника, это всегда изысканное удовольствие для слуха, настоящая вокальная роскошь.
Чтобы получить представление об этом тембре, можно послушать эту запись Лины Мкртчан. Она камерная певица с мощным голосом и со специфическим ракурсом творчества.
Но здесь речь именно об оперных контральто.
В опере не так много партий для этого голоса. Но и они чаще всего поются меццо-сопрано, хороших контральто очень мало мало, это редкость.
С другой стороны, контральто тоже заходят на территорию меццо-сопрано по той же причине — им тесно в рамках своего репертуара.
Сейчас, в эпоху бароккомании, контральто больше всего востребованы в барочном репертуаре (Гендель, Вивальди, Бах). Они делят с контртенорами партии, когда-то написанные для кастратов-альтов.
Но «брючные роли» в операх 19 века — Ваня , Ратмир ( у Глинки), Лель (в «Снегурочке»), Танкред (у Россини) — тоже их.
Вот, например, три контральто, которые сейчас составляют первую линию в своём классе.
1. Натали Штуцман (Франция)
Она очень популярная, заслуженная и авторитетная личность в своей стране (Рыцарь Почётного легиона, между прочим), потому что кроме вокала она построила серьёзную дирижёрскую карьеру.
Размах её деятельности и сильный характер очень хорошо соответствуют типу её голоса с мужскими теноровыми красками на нижних нотах. Её разговорный голос тоже практически мужской. Посмотрите этот ролик:
2. Мари Николь Лемьё (Канада)
Жизнерадостная и яркая певица, любимица публики. У неё нет такого выраженного контральтового тембра, как у Натали Штуцман, но зато у неё очень широкий репертуар: от барокко до Дебюсси и широкие колоратурные возможности.
Она славится своим незаурядным комическим даром, который демонстрирует в операх Россини или вот здесь — в «Фальстафе» Верди.
В этой опере все только и занимаются тем, что дурачат недалёкого простака сэра Фальстафа. Миссис Квикли приходит к нему, чтобы завлечь беднягу в очередную ловушку. Она рассказывает, что по нему смертельно страдают сразу две прекрасные дамы, и что есть возможность встретиться с ними наедине сегодня с «двух до трёх» («da due a tre»).
Вот в 👉этом ролике можно полюбоваться Мари-Николь Лемьё в паре с другим известным комиком — Филиппом Жарусски.
3.Сара Мингардо (Италия)
У неё редкий по красоте тембр, хорошая техника и замечательная музыкальность. Плести бесконечное кружево вокальных линий в барочной лирике — это её конёк.
Ария №7 из кантаты Вивальди «Dixit Dominus»
На первый взгляд контральто выглядит несколько тяжеловесно, но в эпоху барокко композиторы писали для них очень подвижные и виртуозные колоратурные партии (в 19 веке такие задачи перед ними ставил Россини).
В 👉 этой культшпаргалке можно послушать, как Сара Мингардо поёт ультрастремительную арию из оратории Вивальди и почитать, о чём она.
Натали Штуцман — контральто, согласна. А остальные всё-таки больше меццо-сопрано, каким оно должно быть, а не те недорезанные сопрано, которых нам выдают за меццо.
Если хотите послушать настоящее контральто, найдите записи Вари Паниной и Галины Барановой, вот это я считаю эталоном контральто.
Трудно сравнивать оперных и эстрадных певиц.
Валентина Левко — вот для меня образец контральто широкого диапазона.
Любаша и Марфа в её исполнении несравненны.
И эти «обуховские» нотки…