Чтобы попасть в Московскую филармонию на концерт академической музыки, мы платим в среднем 300-800 рублей.
Покупая диск с записью любимой музыки, мы отдаём примерно столько же.
Классическая музыка, скаченная в интернете, обходится нам даром.
Но реальная цена того, что мы таким образом получаем, во много раз выше. Практически, академическая музыка представляет собой предмет беспрецедентной роскоши. И вот почему.
✔️️То, что мы слышим в концертном зале или наушниках — результат самой длинной в искусстве производственной цепочки. Художник пишет картину, и её тут же можно вешать на стену как готовый объект искусства. Между писателем и читателем стоит только издатель.Но записанные композитором ноты — это только мёртвая схема, виртуальный образ в его голове. Чтобы мы услышали сочинённую музыку, нужен еще издатель и исполнитель.
✔️️Обучение композитора, способного писать музыку в академических жанрах — самый длинный образовательный процесс из всех возможных: он занимает 16 -17 лет: 7-8 лет в музыкальной школе, затем 4 года в музыкальном училище и 5 лет в консерватории. Кстати, композиторский факультет в консерватории — самый трудоёмкий.
✔️️ Для того, чтобы написать книгу, писателю достаточно знать грамоту. Для того, чтобы записать оркестровую партитуру, композитор должен знать особенности каждого инструмента оркестра, а их в среднем около двадцати: что на этом инструменте исполнимо, а что нет, диапазон звучания, способы их записи, особенности тембров и законы их сочетания, а также законы гармонии, полифонии и музыкальной формы. Он должен уметь слышать внутренним слухом общее звучание.
✔️️Запись сочинения на бумаге — очень кропотливый процесс. Этот фрагмент партитуры оркестровой Сюиты Чайковского звучит примерно 10 секунд, но чтобы записать все эти нотки, лиги, диезы и бемоли, ему потребовалось около получаса.
✔️️Печать нотного текста — одна из самых трудоёмких технологий в полиграфии, несмотря на то, что существуют компьютерные программы набора текста. Предварительный набор нот в специальных программах занимает не меньше времени, чем запись от руки.
✔️️Для того, чтобы качественно исполнить то, что написал композитор, исполнители-музыканты учатся своему делу 15-16 лет. Каждый день из этих 16-ти лет музыкант занимается в среднем 2-3 часа (в музыкальной школе гораздо меньше, в училище и консерватории гораздо больше). Маленький скрипач только правильно держать смычок учится примерно год.
✔️️ Но этого недостаточно. Нужно стать лучшим. Чтобы получить работу в хорошем оркестре, музыканту нужно пройти строгий конкурсный отбор. Из 100 человек оркестрантов почти все – лучшие выпускники лучших консерваторий. Все концертмейстеры (первая скрипка, первая флейта и т.д.) — обычно имеют звание Заслуженного артиста.
✔️️Прекрасное звучание оркестра, которое мы слышим в наушниках, невозможно без высокого качества музыкальных инструментов. Стоимость их очень высока. Например, флейта может стоить $10000. Они бывают из чистого серебра, из золота и даже из платины. Стоимость струнных (скрипки, альты, виолончели) – измеряется «лексусами».
Цена раритетных , изготовленных знаменитыми старыми мастерами скрипок (такими, к примеру, укомплектован Страдивари-ансамбль Мариинского театра) начинается от $1 млн. Владимир Спиваков играет на скрипке Страдивари стоимостью $2,5 млн. Виолончель работы того же мастера, которую приобрёл Валерий Гергиев для своего ансамбля — $14 млн. Скрипки Гварнери стоят столько же, а то и больше.
Дело не только в цене, но и в истории этих инструментов, которым по 300-400 лет. Фактически, это музейные экспонаты огромной культурной ценности.
Даже те инструменты, которые созданы современными, но хорошими мастерами или фабриками, очень дороги. «Я продал свой кларнет и купил машину» — это не байка, а вполне реальная ситуация.