1. Начнём с того, что скрипка — это чудо дизайна. Ни один инструмент не сравнится с ней в этом. Она красива не красотой вещи, а красотой человека, женщины. Причем речь идёт не только о сходстве очертаний скрипки с женской фигурой. Это общий принцип пластики линий и пропорций. Сравните эту прекрасную скрипку работы Страдивари с женскими портретами эпохи Возрождения. Та же музыка линий, гармоничность и покой вечной женственности. Кстати, скрипка обрела такой вид именно в эпоху Возрождения.
2. Скрипка — фактически, музыкальный клон человека. Об этом говорят названия её частей. У неё есть «головка» (другое название — «завиток») и «шейка», которую охватывает рука скрипача:
«Шейка» переходит в корпус скрипки. По-английски корпус обозначается словом «body» — тело. У неё есть «спина» — back, «живот» — belly (по-русски их называют верхней и нижней деками) и «рёбра» — ribs (у нас они называются обечайками). Посередине у скрипки изящная «талия»,
а внутри — душа. Да, там есть маленькая, но чрезвычайно важная еловая палочка-распорка, от которой зависит звук скрипки. Если её убрать, скрипка будет звучать, как пустая деревянная коробка. На многих языках она так и обозначается — «душа». А по-русски звучит в ласково-уменьшительном варианте — «душка».
3. Звучание скрипки — это пение, голос. У неё поюще-говорящий, «очеловеченный» звук: он обладает трепетностью, микроскопической вибрацией, свойственной человеческому голосу, способностью моментально менять окраску, звучать с разной эмоциональной окраской — сердито, нежно, ласково, жалобно, ярко или едва слышно. Теплота тона скрипки зависит и от натуральных материалов, которые рождают звук. Смычок — это пучок белых волос из хвоста серой лошади, натянутый на древко. Он смазывается канифолью для большего сцепления со струной.
А струны делались из специально обработанных, высушенных и скрученных бараньих кишок. Позже они были заменены на металлические или синтетические, но сейчас существуют все виды струн. Зависит от того, какую музыку исполняют на этих скрипках.
4. Скрипка — чудо инженерной мысли. Её звук зависит от архитектуры корпуса, в которой каждая мелочь имеет решающее значение: формы и изгибы плоскостей, их сочленение, рельеф и толщина, породы и качество дерева (особым образом высушенные резонансная ель, клён и черное дерево), химический состав лака и клея. Самые идеальные формулы скрипки были известны итальянским мастерам 17-18 веков: Амати, Страдивари, Гварнери.
5. Скрипка обладает способностью возрождения. Дерево, их которого она сделана, становится лучше со временем. Поэтому инструменты, сделанные 400 лет назад, сейчас звучат ещё лучше. При условии, что на них играют. Скрипка, которая не используется по назначению, умирает — теряет красоту звука.
6. Скрипки, как и люди, имеют свои имена и фамилии. Это, конечно, касается заслуженных, старых и очень дорогих инструментов знаменитых скрипичных мастеров.
Их называли по фамилиям их великих владельцев-скрипачей. Например, есть скрипки работы Страдивари под названием «Крейцер», «Виотти», «Ойстрах». Некоторые названы в честь всяких знатных особ: «Lady Blunt» (эта скрипка изображена на верхнем фото в окружении других леди), «Lady Tennant», «Lady Harmsworth», «Lord Newlands». Это расписное совершенство принадлежало в 18 веке некому сэру Самуэлю Хеллиеру, и носит его имя — «Hellier».
Есть легендарные скрипки, называющиеся «Мессия» , «Дева» , «Спящая красавица», «Дельфин» «Император», «Тициан».
Вот эта скрипка работы Гварнери, на которой играл Паганини, знаменитая «Пушка».
7. Скрипка — абсолютно совершенный инструмент, причём, пика своей музыкальной формы она достигла ещё в 17 веке. За эти 400 лет утекло много воды и полностью обновился музыкальный инструментарий. Ушли в прошлое изысканные клавесины и клавикорды, было забыто целое семейство благородных виол, сверх популярные когда-то лютни, бассетгорны, изменились до неузнаваемости барочная гитара, кларнет, флейта. Всё, на чём музицировала Европа в 16-17-18 веках:
Кроме скрипки. Она по-прежнему царствует на правах самого идеального инструмента, созданного когда-либо руками человека.
как красиво! Спасибо Вам, Ольга!
я при этом вспоминаю всегда популярный советский детектив, где Плятт и Шакуров сыграли Амати и Страдивари соответственно
Да, Визит к минотавру)