Charles Wilde . The ball

1. Иоганн Штраус-сын. “Сказки Венского леса”

Как ни запрещал Иоганн Штраус-отец заниматься музыкой своему сыну, даже наследства лишил его, узнав, что тот ослушался, но ничего у него не получилось. Талант не заткнёшь. В итоге отец остался в истории в основном как автор Марша Радецкого, а сын написал множество вальсовых хитов и вообще вывел вальс на уровень высокого искусства.

“Сказки Венского леса” – классический нарядный и шикарный венский вальс.

2. Иоганн Штраус-сын . “На прекрасном голубом Дунае”

Этот второй шлягер Иоганна Штрауса – новогодняя венская фишка. Его транслируют по радио и телевидению ровно в 00.00 часов.

Какое-то время назад австрийцы стали роптать против этой махровой традиции (примерно как мы против Голубого огонька с Пугачёвой и Петросяном), но потом оценили прелесть консерватизма и сдались (но мы не сдадимся!)

Ежегодно первого января Венский филармонический оркестр даёт концерт, который открывается этим вальсом.

3. Фридерик Шопен. Вальс №7, до-диез минор

Шопен со своим ностальгическим вальсом на фоне Штрауса изыскан до невозможности! Юный поляк Ян Лисецкий так хорош, что на сегодняшний день можно считать его эталоном в шопеновском репертуаре.

4. Пётр Ильич Чайковский. “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”

Чайковский придумал очень эффектное начало этого вальса, когда мелодию запевают четыре валторны, а им отвечает солирующий кларнет. Ощущение тепла и аромата.

5. Михаил Иванович Глинка. Вальс-фантазия

Этот гениальная симфоническая пьеса положила начало всем русским вальсам. В отличие от венского вальса, русский вальс не для того, чтобы повеселиться, а для того, чтобы погрустить.

Когда Глинка его писал, он переживал роман с дочерью всем известной любовницы Пушкина Анны Керн (“Я помню чудное мгновенье…” и т.д.). Звали её Екатерина. Жениться он на ней не мог, потому что его прошение о разводе осталось неудовлетворённым. Так они и расстались, после тяжелых и продолжительных сердечных терзаний, и этот вальс он негласно (чтобы не компрометировать девицу) посвятил ей – Екатерине Керн.

6. Арам Ильич Хачатурян. Вальс из музыки к спектаклю театра Вахтангова “Маскарад”

К этому вальсу хорошо подходят слова Нины из лермонтовского “Маскарада”, в которых она описывает музыку на балу: И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость…

7. Георгий Васильевич Свиридов. Вальс из фильма “Метель”

Это стилизация под незатейливый стиль вальсов пушкинской эпохи, в том числе, Вальса-фантазии Глинки.

8. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Вальс из Сюиты для эстрадного оркестра

С этим вальсом дело обстоит очень странно. На Западе это хит-хитов, что видно из этого ролика с Андре Рю, а у нас он мало кому известен.

Шостакович написал его в 1955 году для фильма “Первый эшалон”, и чуть позже включил в Сюиту для эстрадного оркестра. Но тогда никто не обратил на него внимания. И только когда Стэнли Кубрик взял его для саундтрека своего фильма “С широко закрытыми глазами” (1999 год), он стал хитом под названием “Русский вальс” или Вальс №2, потому что он второй из двух вальсов в Сюите.

Нам тоже тоже стыдно его не знать, потому что он и вправду очень хорош. Хоть и представляет собой шутку гения: Шостакович скрестил здесь “Амурские волны” и “На сопках Манчжурии”. Ну, и что же – очень душевно получилось!

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here