Список выдающихся музыкантов, уехавших из России после 1917 года, просто огромен. Певцы, пианисты, скрипачи, дирижёры, композиторы покинули родину вместе со своей публикой. Они увезли с собой огромную часть музыкальной культуры России.
История эмиграции крупнейших русских композиторов была здесь 👇
⭐ Семь русских композиторов, эмигрировавших из России после 1917 года
В этом списке только самые крупные фигуры отечественной концертной сцены, которых потеряла Россия и приобрела Америка и Западная Европа после 1917 года. (О звёздах русской эстрады — в другой статье).
Сергей Васильевич Рахманинов
К моменту отъезда на Запад в 1917 году Рахманинов был был известен в России в трёх амплуа: композитор, дирижёр, пианист. Именно в такой последовательности: его фортепианная карьера была лишь приложением к композиторской — он играл только свои произведения (за редкими исключениями).
В эмиграции ему пришлось срочно поменять приоритеты. На нём была большая семья (две дочери, жена и её родные, в России оставалась мать), нужен был стабильный и гарантированный заработок, возможный только на концертной эстраде.
Несколько месяцев Рахманинов посвятил тому, чтобы привести свою фортепианную технику в полную боевую готовность и сформировать разнообразный концертный репертуар. Его уникальный, данный от природы пианистический аппарат позволил сделать это в самые короткие сроки.
За 24 года жизни в эмиграции (в основном. в США) он дал огромное количество концертов и стал легендой фортепианного мира.
⭐ Что нужно знать о Сергее Рахманинове
Здесь он исполняет свою соль минорную прелюдию на фоне кадров его домашней жизни.
Умер Рахманинов в 1943 году в Беверли-Хиллз. Отпевал его в местной русской церкви Хор донских казаков имени атамана Платова. Спустя два месяца гроб с телом композитора был перевезён и захоронен на кладбище Кенсико под Нью-Йорком.
Александр Зилоти
Этого пианиста обычно упоминают в связи с биографией Рахманинова: Зилоти приходился ему двоюродным братом (старшим) и был его педагогом по фортепиано в старших классах консерватории.
Но вообще Зилоти и вне связи с Рахманиновым был широко известен в России и на Западе как очень крупная фигура русской фортепианной школы и музыкальный просветитель.
Он был учеником Николая Рубинштейна и Ференца Листа, пианистом с мировой карьерой, популяризатором Чайковского (они были друзьями), именно в его редакции до сих пор исполняется знаменитый Первый фортепианный концерт.
Он продвигал в России творчество обожаемого им Баха и «модернистскую» по тем временам музыку Дебюсси.
На всю Европу были известны «Концерты Зилоти» — очень успешная концертная организация под его личным руководством, в течение 15 лет представлявшая русской публике новые имена русской и зарубежной сцены — исполнителей, дирижёров и композиторов.
Революцию он встретил уже немолодым человеком (ему было 54 года). Его отношения с советской властью складывались неважно. Однажды он был даже арестован и отправлен в «Кресты». Через день стараниями друзей его освободили, но при первой возможности (она представилась в 1919 году) он уехал на Запад и через три года окончательно поселился в США.
Он стал профессором знаменитой впоследствии Джульярдской школы музыки и иногда давал концерты. К американским реалиям так и не смог привыкнуть. Во время Второй мировой войны вместе с Рахманиновым передавал деньги на поддержку Красной армии.
Умер он в 1945 году в Нью-Йорке, там и похоронен.
Владимир Горовиц
Своим настоящим призванием Горовиц считал композицию, но по обстоятельствам финансового порядка ему пришлось сосредоточиться на карьере пианиста. Он закончил Киевскую консерваторию уже при советской власти — в 1920 году, и быстро сделал себе имя в СССР (его очень высоко ценил и продвигал Луначарский).
В 1925 году Горовиц уехал в Германию повышать своё исполнительское искусство. Обратно он уже не вернулся.Кстати, уехал он вместе с талантливым скрипачом Натаном Мильштейном, который тоже сделал в эмиграции великолепную карьеру.
Все его родные (братья и сестры Горовица тоже были музыкантами) остались в России, некоторые подверглись репрессиям. Его отец провёл в заключении последние годы своей жизни и умер в тюрьме в возрасте 70 лет.
Яркая манера игры Горовица, беспредельная виртуозность и особый магнетизм личности сделали его звездой концертной сцены и любимцем публики ещё до войны. Русская музыка была важной частью его репертуара: Чайковский, Скрябин и Рахманинов.
В конце 30-х он переехал в Америку и стал гражданином США. После смерти Рахманинова в 1943 году (они были друзьями) он занял его место (№1) в фортепианном мире и стал 20-кратным обладателем премии Грэмми.
Его жизнь и карьера были далеко не гладкими, но из всех кризисов он выходил с блеском.
Горовиц играл до глубокой старости. В возрасте 82-х лет приехал с гастролями в СССР (1986 год), его встречали как живого бога с овациями и слезами.
За две недели до смерти, в возрасте 86 лет, он сделал запись совершенно новой программы, которую планировал для очередных гастролей за океаном. По этому поводу он специально разучил сложнейшую транскрипцию Листа «Liebestod» («Смерть Изольды») из «Тристана» Вагнера.
Владимир Горовиц мирно скончался в своём нью-йоркском доме, сидя в кресле и обсуждая с женой меню предстоящего ужина.
Похоронен в Милане, в семейном склепе Тосканини (жена Горовица Ванда была дочерью великого итальянского дирижёра).
Фёдор Шаляпин
Солист Его Императорского Величества и Народный артист советской Республики Фёдор Шаляпин уехал на Запад в 1922 году вместе со второй женой и детьми. Поводом были гастроли, а причиной — желание обеспечить безопасность семьи и свободно строить свою артистическую карьеру.
Когда через несколько лет в СССР так и не дождались возвращения Шаляпина, его безжалостно расстреляли из всех орудий советской идеологической машины — в стихах (запевалой был Маяковский) и в прозе. А также лишили его звания «Народного артиста» (вернули посмертно только в 1991 году).
Эмиграция не стала для него испытанием: на Западе он пожинал плоды своей всемирной славы как гениального и совершенно уникального оперного артиста и исполнителя песенного репертуара. Он поселился во Франции, выступал в Гранд-опера и русской оперной антрепризе, иногда ездил на гастроли, снимался в кино, давал камерные концерты, много записывался.
Шаляпин получал огромные гонорары, покупал дома и виллы в самых лучших местах Франции, коллекционировал французские вина и содержал огромную армию своих родственников.
Как и другие русские эмигранты, Шаляпин активно продвигал русское искусство. Благодаря его впечатляющим выступлениям французская публика смогла оценить по достоинству шедевры русского оперного репертуара: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Русалку» Даргомыжского, а также русский романс и народную песню.
Фёдор Шаляпин не дожил до начала Второй мировой, иначе он, как и все другие русские эмигранты, непременно оказался бы в США. Но на Аллее славы в Голливуде есть и его звезда.
Умер он в 1938 году от лейкоза в Париже. Спустя почти 50 лет (в 1984 году) прах его был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (таково было желание великого артиста).
Яша Хейфец
Яша Хейфец — скрипичное чудо, Моцарт-2. Ему не было ещё двух лет, когда отец-скрипач дал ему в руки первую скрипочку без смычка. А в семь лет он уже играл репертуар взрослого скрипача (например, Концерт Мендельсона) и кормил своими заработками всю семью.
В 9 лет он был зачислен вместе со своим отцом в Петербургскую консерваторию (это произошло благодаря хлопотам её директора Глазунова — евреям не разрешалось жить в Петербурге). Спустя два года Леопольд Ауэр (его преподаватель) рекомендовал его одному из импресарио как «великого и гениального» (с) скрипача.
Главный дар маленького Хейфеца заключался в совершенно уникальном и неповторимом звуке — горячем, трепетном, узнаваемым с первых нот, и идеальной фразировке, производящей впечатление выразительной человеческой речи. Популярнейший Фриц Крейслер, услышав его в 12 лет, предложил всем присутствующим скрипачам сломать свои скрипки о колено (вряд ли это было сказано в шутку).
Яша Хейфец уехал из России в 1917 году вместе со всей семьёй. Ему было 16 лет.
Его совершенно сенсационный американский дебют состоялся в Нью-Йоркском Карнеги-холле. Наутро главный музыкальном журнал опубликовал статью под названием: «Шапки долой, господа, перед нами гений!» (теми же словами Шуман когда-то написал в своей рецензии о молодом Шопене).
Хейфец был очень цельной и сильной натурой, не знавшей, что такое колебания и творческий кризис.
Он много выступал и как солист, и в ансамблях, сделал огромное количество записей, преподавал, снимался в кино, побывал со своей скрипкой на всех фронтах Второй мировой войны, дал огромное количество благотворительных концертов, играл джаз, сочинял академическую музыку и эстрадные песни (например,👉эту), активно боролся за экологию, был хорошим пловцом и теннисистом, и вообще прожил долгую и наполненную жизнь.
До сих пор Яша Хейфец — недостижимый идеал для любого скрипача.
Он прожил 86 лет и умер в 1987 году в Лос-Анджелесе.
Здесь он играет свою транскрипцию знаменитой пьесы Григораша Динику «Hora Staccato»:
Григорий Пятигорский
Григорий Пятигорский — знаменитый виолончелист — как и Хейфец зарабатывал на жизнь своей виолончелью ещё ребёнком.
Когда началась революция, ему было 14 лет, он учился в Московской консерватории и жил впроголодь. За свой выдающийся талант в 15 он был зачислен концертмейстером (руководителем) группы виолончелей в оркестр Большого театра и вошёл в состав первого советского струнного квартета имени Ленина.
В 1921 году он попросил у Луначарского разрешения выехать в Германию для дальнейшего образования, но получил отказ. Поэтому, когда представилась возможность, он вместе с группой солистов Большого театра (дело было во время гастролей на Украине) нелегально перешёл польскую границу.
Из Польши он перебрался в Германию, зарабатывал на жизнь уроками и игрой в ансамблях, и наконец, по рекомендации коллег-музыкантов попал в Берлинский филармонический оркестр в качестве первой виолончели.
Чуть позже началась его блестящая сольная карьера. Перед Второй мировой войной — уже знаменитым — он перебрался в США и в 1942 году получил американское гражданство.
Здесь Пятигорский развернул свою многогранную деятельность. Он стал выдающимся педагогом, снимался в кино, выступал как солист, играл в ансамблях. С Хейфецем и Артуром Рубинштейном они составили очень популярное у публики «звёздное» трио (его называли «трио на миллион»).
На родине он оказался спустя сорок лет после эмиграции: дважды (в 1962 и 1966) он приезжал в Москву на конкурс имени Чайковского в качестве члена жюри.
Умер он в 1976 году в своём доме в Лос-Анджелесе от рака в возрасте 73 лет.
Сергей Кусевицкий
Сергей Кусевицкий начинал свою карьеру как талантливый контрабасист. Но размах его музыкальной деятельности со временем приобрёл совершенно другой масштаб.
Женитьба на Наталье Ушковой — дочери миллионера, «чайного короля» — открыла ему новые перспективы, и он использовал их на благо музыкального искусства и на собственное профессиональное развитие.
Вместе с Рахманиновым Кусевицкий основал нотное издательство (преимущественно для русских композиторов) и выучившись в Германии искусству дирижирования у знаменитого Артура Никиша, создал в Москве собственный симфонический оркестр.
После революции он несколько лет руководил Петроградским симфоническим оркестром, но в 1921 году эмигрировал во Францию. Здесь он основал популярные в Париже «Концерты Кусевицкого», которые имели такой же шумный успех, как и балетные «Дягилевские сезоны».
Но главным делом жизни для Кусевицкого стал пост руководителя и главного дирижёра Бостонского симфонического оркестра (он возглавлял его 25 лет). Жёсткой рукой Кусевицкий провёл необходимые реформы, обновил состав, репертуар и сделал этот оркестр лучшим симфоническим коллективом Америки, гордостью США.
Именно Кусевицкий со своим оркестром в 1942 году впервые исполнил в США Седьмую («Ленинградскую») симфонию Шостаковича.
Многие музыкальные шедевры современных композиторов (Кусевицкий был увлечён новой музыкой) были созданы по его заказу и оплачены из его собственного кармана. По его инициативе Равель сделал свою известную оркестровку «Картинок с выставки» Мусоргского, Стравинский написал «Симфонию псалмов», а Прокофьев — Четвёртую симфонию.
К этому нужно добавить образовательные и благотворительные проекты Сергея Кусевицкого, направленные на поддержку молодых дарований (Музыкальный центр в Талгвуде, премия Кусевицкого). Сергею Кусевицкому обязан своей карьерой итальянский тенор Марио Ланца и многие другие молодые музыканты.
Кусевицкий был выдающимся дирижёром, создавшим свою школу. Его учеником был Леонард Бернстайн.