музыка для релакса

Когда-то гитара была преимущественно домашним, камерным инструментом. Концертной она стала только в 19 веке. С тех пор гитарная техника ушла в заоблачные выси. Гитаристы играют всё, что угодно, разве что этюды Листа ещё не переложили для своего инструмента.

Но всё равно, естественная стихия гитары – это лирика. Лучшее место, для того, чтобы её послушать – домашнее кресло. А лучшее время – вечерние сумерки.В тихом звоне гитарных струн есть что-то бальзамическое для человеческой души.

🟢 Антонио Вивальди. Концерт для лютни и двух скрипок, вторая часть

Лютня, конечно, не гитара, но очень близка ей по звучанию.

Лютнист. Неизвестный художник французской школы, 17 век.

Во времена Баха и Вивальди для этого инструмента было написано огромное количество музыки. Теперь её играют гитаристы.

Часто для исполнения лютневой музыки гитаристы используют особые гитары с большим количеством струн: от десяти (декакорд) до двенадцати. Шведский гитарист Гёран Зёльшер играет музыку барокко на одиннадцатиструнной.

🟡 Романс Гомеса

Неизвестно точно, кто написал эту знаменитую гитарную пьесу с бесконечно льющейся печальной мелодией. Один из предполагаемых авторов – Винсенте Гомес. У нас так эту пьесу и называют для ясности – Романс Гомеса. Хотя маловероятно, что Гомес имел к нему какое-то отношение.

История этого Романса, версии авторства и самые известные обработки -здесь 👉 Кто написал Романс Гомеса?

С оркестровым сопровождением он звучит ещё выразительнее.

Милош Карадаглич, известный гитарист родом из Черногории.

🟣 Стэнли Майерс. “Каватина” из фильма “Охотник за оленем”

Стэнли Майерс – это известный английский кинокомпозитор. Собственно, широко известным его сделала эта именно Каватина. Эту пьесу он написал вначале для фортепиано, потом сделал переложение для классической гитары. В таком виде мелодия вошла в саундтрек фильма “Трость”, а спустя девять лет украсила ленту Майкла Чимино “Охотник на оленей” (пять премий Оскара, 1979 год).

🔴 Хоакин Родриго. “Аранхуэсский концерт” для гитары с оркестром

Родина гитарной классики – это, конечно, Испания. Репертуар любого гитариста просо немыслим без музыки испанских композиторов.

Среди них Хоакину Родриго принадлежит рекорд популярности: прекрасная музыка второй части этого Концерта, где английский рожок вступает в диалог с гитарой, очаровала публику раз и навсегда с момента первого исполнения в 1940 году.

В названии Концерта запечатлелись воспоминания композитора о знаменитых старинных королевских садах в испанском Аранхуэсе, где он провёл свой медовый месяц с женой – пианисткой Викторией Камхи. Но тут наверняка ещё и впечатления от войны в Испании, и что-то очень личное, горькое.

Такие мелодии рождаются только по вдохновению.

“Однажды утром […] я стоял в своей маленькой студии на улице Сен-Жак в самом сердце Латинского квартала и смутно думал о концерте, и вдруг я услышал внутри себя голос, пропевший всю тему Адажио за один раз, без колебаний.”

Спустя полвека, когда Концерт стал признанной классикой 20 века, Хоакин Родриго к своему 90-летию получил от короля Испании наследственный титул Первого Маркиза садов Аранхуэса. И вот такой герб:

На кладбище в Аранхуэсе покоится его прах.

Партитура этого Концерта записана азбукой Брайля. Хоакин Родриго был незрячим с детского возраста.

🟠 Хорхе Кардосо. Милонга

Милонга – это такой латиноамериканский народный жанр, который узнаётся по характерному ритму и лирическому настроению и особенно характерен для Уругвая. В жанре милонги могут быть и песни, и танцы, и гитарные композиции.

Хорхе Кардосо – современный аргентинский гитарист и композитор, сейчас он живёт в Мадриде (его фото на заставке ролика).

“Милонга” имеет подзаголовок “Уругвай” и входит в сборник “24 южноамериканские пьесы для гитары”. Это как бы практическое приложение к книге Хорхе Кардосо “Ритмы и музыкальные формы Южной Америки” . “Милонга” стала уже хрестоматийной пьесой в гитарном репертуаре. Её очень любит публика за тихое вечернее настроение и ностальгический романсовый колорит. Кажется, что эти мотивы ты знал всегда.

Милош Карадаглич.

🔵 Эйтор Вилла-Лобос. Мазурка-шоро (1908)

Бразильский классик Вилла-Лобос широко известен своей гипнотически прекрасной Пятой Бахианой для голоса и оркестра. Но кроме неё он написал ещё много хорошей музыки, и для гитары в том числе.

Вот, например, очень привлекательная Мазурка-шоро из Сюиты в национальном бразильском стиле для гитары.

🟤 Франсиско Таррега. Мазурка “Adelita”

Имя Франсиско Таррега (ударение на первый слог) – для гитаристов всего мира звучит примерно как имя Шопена для пианистов. Он был виртуозом гитары, создавший свою школу, и композитором, заложившим основу классического гитарного репертуара ещё в 19 веке.

Кстати, мотив из Большого вальса для гитары Тарреги взяла фирма Nockia для своего знаменитого рингтона.

Эта милая лирическая Мазурка, названная именем какой-то Аделиты, написана явно под впечатлением аналогичных пьес Шопена. Таррега делал переложения его фортепианных сочинений для гитары.

Поделиться:

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here