Когда читаешь биографии великих людей — допустим, из сферы искусства, чаще всего испытываешь к ним искреннее сочувствие — и чего только они не перенесли! Возьмём композиторов:
- Шуберт был беден
- Бетховен глух и болен
- Вивальди забыт
- Малер не признан
- Мусоргский обруган всеми, включая друзей
- Шостакович задавлен режимом
- и т.д.
Но как-то так считается, что уж после смерти они взяли своё и наверстали упущенное: их музыка признана культурным достоянием человечества, её исполняют и передают подрастающим поколениям, они увековечены в памятниках, о них пишут научные исследования, книги и снимают фильмы. Стоило и пострадать при жизни, чтобы получить потом такое великолепное бессмертие!
На самом деле им не позавидуешь. Классики — это такие куклы человеческой культуры, которыми люди распоряжается по своему усмотрению и в своих интересах, используя по полной программе то обстоятельство, что мёртвый гений не обидится и совершенно точно не встанет из гроба и не подаст в суд на своих обидчиков.
Поэтому, если вы видите в себе задатки гения, не спешите ликовать и писать шедевры на радость человечеству, а лучше хорошенько подумайте о том, чем отплатят вам эти благодарные потомки.
Вполне возможно, что 👇
✉ Они опубликуют ваши личные письма и вынесут на всеобщее обозрение вашу личную жизнь
Чужие письма читать нехорошо — знает любой порядочный человек. Но это не касается великих людей, считается, что их письма читать можно и нужно. Этого требуют интересы исторической науки. Ведь о великом человеке все хотят знать всё.
Действительно, если вы хотите узнать, каким человеком был, к примеру, Чайковский, лучший путь к этой цели — прочитать три тома его переписки с Н.Ф. фон Мекк (с комментариями) и дополнить её письмами к брату Модесту и издателю П.И.Юргенсону. Чайковский встанет перед вами как живой.
Но хотел ли Чайковский, чтобы мы их читали? Его никто об этом не спросил. Скорее всего, он предполагал, что это возможно: в его время публикация переписки известных людей была уже нормой. Но вот свой личный дневник он явно вёл не для нас, однако он тоже стал достоянием науки и всех любопытствующих заодно.
🍷Они выставят на всеобщее обозрение все ваши слабости и сделают на них пиар
«О мёртвых или хорошо, или ничего» — это не работает в случае великих людей. Тут действует другой механизм: чем больше слава, тем злее хулители. Ещё Пушкин писал о толпе, которая «в подлости своей радуется унижению высокого… При открытии всякой мерзости она в восхищении».
Поэтому будьте готовы к тому, что большая часть людей не будет знать ни строчки из ваших творений, но при этом рассуждать о вашем моральном облике, порочных привычках и психических отклонениях. А потом ещё на этом основании выведет теорию, что гений — это всего лишь тяжёлый клинический случай. Что уж тут хорошего.
🤦♂️Они припишут вам поступки, которых вы не совершали, и слова, которых вы не говорили
Это любимая забава благодарных потомков.
Если великий композитор при жизни не имел счастья жениться, из этого будет сделан вывод, что с ним было что-то не так. Это «что-то не так» на основании доморощенных умозаключений приписывается теперь всем подряд: Генделю, Шуберту, Бетховену, Мусоргскому и Сергею Ивановичу Танееву. Им уже не опровергнуть эту клевету.
Как и Рахманинову, про личную жизнь которого много чего насочинял его родной внук.
⭐ Кто автор фейка про любовный треугольник Рахманинова?
Да что уж говорить о массмедиа, когда даже в академических изданиях происходят мистические вещи: давно почившие композиторы вдруг начинают путаться в показаниях в своих высказываниях.
Например, в 50-е годы были переизданы письма Чайковского, критические статьи Цезаря Кюи и Владимира Одоевского.
И тут вдруг оказалось, что если в предыдущих изданиях все они называли оперу Глинки «Жизнь за царя» (под таким названием они её знали всю свою жизнь), то теперь передумали, и стали называть её «Иван Сусанин». В соответствии с новой, идеологически правильной советской редакцией оперы, сделанной в 1939 году по указанию И.В.Сталина.
💉Они перечеркнут ваши медицинские диагнозы и наградят вас новыми болезнями
Если великий человек умер внезапно и ещё не в преклонных летах, как Моцарт, Шуберт или Чайковский, это большая находка для детективов от медицины.
Эти врачи (с туманной, как правило, квалификацией) изложат свои версии их смерти. Они поставят сенсационные диагнозы на основании свидетельств «очевидцев», живших лет 200 назад, и написанных спустя много лет после тех самых событий (так было с Моцартом).
Даже в тех случаях, когда причина смерти вроде бы ясна и официально диагностирована медицинскими светилами того времени (в случае Чайковского, например), эти диагнозы запросто подвергаются ревизии. Основание простое: да что они там понимали, эти врачи, в своём дремучем 19 веке? А если и понимали, то наверняка что-то скрывали.
Публикации на эту тему пользуются большим спросом. И даже претендуют на статус как бы научных исследований.
А почему это Равель в своём Болеро всё повторяет одно и то же, одно и то же… А не персеверация ли у него была? Авторы этой смелой гипотезы, скорее всего, просто перепутали «персеверацию» с «вариациями», но статья на эту тему опубликована в медицинском журнале. Так и до диссертации недалеко.
Вообще, поставить великому человеку диагноз — это просто и доступно каждому, поэтому многие этим занимаются.
Если побродить по разным околомузыкальным площадкам интернета (особенно западного), станет понятно, что в топе заболеваний классиков первой строкой идёт, естественно, сифилис. Там же мы узнаем, что от него умерли практически все классики (в крайнем случае, через одного). Это ясно как день и отпираться бессмысленно.
☠ Они сделают из вашего черепа сувенир
Как, например, в случае с Йозефом Гайдном.
Гайдн умер в 1809 году в преклонном возрасте в статусе гения. Его большой поклонник и бывший сослуживец заплатил могильщику и получил отрезанную голову своего кумира. Ему хотелось исследовать этот череп с точки зрения френологии — есть ли на нём шишки и бугры, указывающие на музыкальность и гениальность, и кажется, он что-то там нашёл.
Далее он поместил его в специально изготовленный футляр и хранил эту реликвию у себя дома, с гордостью демонстрируя её гостям после хорошего ужина.
Когда некоторое время спустя выяснилось, что Гайдн лежит в своём гробу без головы, и расследование привело к этому человеку, он совершил подмену и отдал для вторичного захоронения совершенно посторонний череп. А тот, настоящий, продолжил своё путешествие в истории, пока не был всё же водворён на место — к уже истлевшим костям Гайдна. Это произошло в только 1954 году.
Такая участь постигла не одного Гайдна, но только ему вернули голову.
Кстати, секретарь Бетховена, принимавший участие в похоронах великого композитора, утверждал, что ему предлагали огромную взятку за череп гения.
📜Они сделают всё не так, как вы завещали
Даже если вы на смертном одре в здравом уме и твёрдой памяти при свидетелях завещаете сжечь то и ни в коем случае не публиковать это, ваши потомки (или наследники) сделают всё наоборот, если им так захочется. Потому что всё ваше — уже, извините, не ваше, оно принадлежит истории.
Неважно, что Вагнер просил свою возлюбленную Матильду Везендонк сохранить от посторонних взглядов его письма к ней. Она выполнила его волю, но её дети обнародовали их все до единого.
⭐Рихард Вагнер и Матильда Везендонк
Юлиус Фонтана — друг Шопена — опубликовал все сочинения композитора, которые тот перед смертью попросил сжечь.
Шостакович был более бдительным: он сжёг свои ранние сочинения собственноручно. Но не уследил за своей домработницей — она регулярно вынимала из его мусорной корзины черновики и забракованные наброски и тайно передавала их другу композитора Леону Атовмяну. Так они попали в архивы музея имени Глинки, а потом на концертную сцену. В итоге, судя по рецензиям, Шостакович оказался в минусе.
⁉ Они припишут вам то, чего вы не сочиняли
Ладно ещё, когда, такие ошибки основаны на недоразумении или неверной атрибуции сочинения. Со временем эти недоразумения обязательно рассеются, и когда-нибудь преподаватели фортепиано и флейты в ДМШ будут точно знать, что Бетховен не писал «Вальс Гертруды», а Франц Шуберт (автор «Неоконченной симфонии») — «Пчёлку».
Но как же, наверное, обидно там, на небесах, Шопену, которому некоторые совсем уж дремучие бессердечные люди приписывают «Собачий вальс» или Россини, на которого возложили ответственность за «Кошачий дуэт».
⭐ Семь произведений, которые приписываются известным композиторам
Тут же и музыкальные мистификации (подделки под классиков) с разными целями
⭐ Как скромный ленинградский гитарист ввёл в заблуждение весь Советский Союз
Есть ещё такой популярный промысел на костях великих композиторов: взять смазливую музыку из саундтрека к какому-нибудь телесериалу или фильму (корейскому, например), подписать её именем популярного классика, дать этому изделию название в меру своих поэтических способностей и выложить его на Ютуб. Все эти фальшивые «Реквиемы по мечте», «Вальсы дождя», «Нежности» и «Мелодии слёз» имеют огромное количество просмотров.
⭐ Семь слов, которые сразу скажут вам, что это не классика, а фейк
В общем, если вы встали на путь, ведущий к славе, не забывайте, что между лавровым венком и терновым венцом разница небольшая.