Чтобы представлять себе контекст этой музыки, хорошо бы почитать Культшпаргалку о Шопене.
1. Ноктюрн до-диез минор, посмертный
«Посмертный» — потому, что впервые он был издан только после смерти композитора. А написал его Шопен в 20 лет.
Слово «ноктюрн» намекает на ночь. Это любимое время суток для романтиков, потому что это пора любовных свиданий или, наоборот, блаженного одиночества. Луна, звёзды, ночные ароматы и мечты.
Ноктюрн — самый популярный жанр у Шопена. Его природная меланхоличность и чудесный мелодический дар слились в ноктюрнах в настоящие шедавры музыкальной красоты.
Польский пианист Ян Лисецкий — один из лучших исполнителей Шопена на сегодняшний день.
2. Ноктюрн ми-бемоль мажор
Ещё один из самых известных ноктюрнов Шопена. Здесь уже без тоски и надрыва — только безмятежность и красота. В ноктюрнах Шопена понимаешь, как же чист и прекрасен фортепианный звук!
При жизни Шопена изумительно красивые мелодии его ноктюрнов привлекали многих знаменитых певиц, и они пели эти ноктюрны, как колоратурные арии.
Артур Рубинштейн — великий польский пианист старой школы
А это (чтобы немного разбавить академический жанр) очень-очень старая запись ноктюрна в обработке американского джазмена Эдди Дучина со сладким вокалом Тони Леонарда.
3. Полонез ля мажор
Слово «полонез» означает «польский». Это старинный танец польской шляхты. Здесь уже никакой лирики. Фактически это музыкальная декларация независимости Польши и патриотический манифест. Когда Германия в сентябре 1939 года вторглась в Польшу, этот полонез ежедневно звучал по национальному радио.
Владимир Горовиц
4. Революционный этюд до минор
Шопен не выносил всяческих названий для своих произведений, «революционным» этот этюд назвал Лист, которому он и посвящён. Шопен написал его в 21 год по мотивам кровавых событий на его родине: русские войска жестоко разгромили польское национально-освободительное восстание. Бурлящий поток страстных эмоций — протест, ненависть, горе, жажада мести — это совсем другой Шопен.
Обратите внимание, какой великолепный no pasaran звучит в четырёх последних аккордах этюда!
Тянь Лу — ничем не знаменитая пианистка из Китая. Но Революционный она играет замечательно.
5. Вальс до-диез минор (№7)
У Шопена столько прекрасной музыки, что выбор чего-то одного — это довольно мучительное дело. Из целой галереи великолепных вальсов Шопена этот выделяется разве что своей хрупкой прощальной меланхолией и завораживающим кружением мелодии в рефрене. Во всяком случае, он так популярен, что его нельзя не включить в этот список.
Владимир Ашкенази — прославленный наш — раньше, а теперь исландский пианист.
6. Прелюдия ми минор (№4)
Шопен завещал исполнить эту прелюдию на его похоронах, и его воля была выполнена.
Даже такую тяжёлую щемящую печаль, как в этой пьесе, Шопен сумел возвести в категорию прекрасного.
Прелюдия настолько популярна, что звучит везде — во множестве фильмов, в разнообразных аранжировках и даже компьютерных играх.
Клаудио Аррау — знаменитый чилийский пианист
7. Похоронный марш из Фортепианной сонаты №2
Мало кто слышал эту погребальную музыку в оригинале, все представляют её в звучании духового оркестра на траурных официальных церемониях.
Но на самом деле, это третья часть мрачнейшей Второй сонаты, и звучит она вот так:
Бенедетти Микеланджело