Это продолжение списка лучших мелодистов в классической музыке.
1 часть 👉 Десять классиков — чемпионов мелодической красоты
2 часть 👉 Лучшие мелодисты в классической музыке
Когда в 19 веке на мировую музыкальную арену вышли славянские композиторы, они принесли с собой другое измерение лирики. Возможно, не всем близка эта открытость чувств, теплота тона и меланхоличность, но очарование славянских мелодий оценили все — от Америки до Японии.
🔴Фредерик Шопен
Первым этот мир открыл Западу поляк Шопен (о нём уже шла речь в первой части этой подборки). Французскую изысканность он украсил колоратурными красотами в итальянском оперном стиле и добавил в это сочетание мягкий свет славянской меланхолии и напевности. Его прелюдии, вальсы и особенно ноктюрны — это настоящие мелодические сокровища, перлы романтического высказывания.
Популярный посмертный Ноктюрн до-диез минор (он был написан Шопеном ещё в юности, а посмертным он называется потому, что впервые был издан только после его смерти).
Ян Лисицкий.
🟡Михаил Иванович Глинка
Трудно сказать, почему музыка Глинки так и не стала популярной на Западе. Законы музыкального восприятия — загадочная вещь. Но в России он всегда был очень любим за свой чудесный, естественный и гармоничный мелодический дар.
«В молодости я был парень романтического устройства», — писал о себе Глинка уже в зрелые годы. И напрасно он иронизировал над собой. Именно этот дух высокой поэтической сентиментальности привлёк в своё время к нему симпатии всей русской публики.
Выбрать самую привлекательную мелодию Глинки трудно — их очень много. Но, наверное, главный его мелодический шедевр — «Вальс-фантазия». Это альфа и омега всей русской музыкальной лирики и воплощённый в звуках портрет дворянской культуры пушкинской поры.
Госоркестр СССР, дирижёр Евгений Светланов.
🔵Пётр Ильич Чайковский
Его мелодических шедевров хватило бы на на пять композиторов. Но стихия Чайковского — не декоративная красота, а умение сказать о сложном самыми простыми словами (то есть звуками), удержаться на тонкой грани между понятным и банальным и по самой короткой траектории (иногда это простая гамма) дойти до глубины человеческой души. Это уникальный дар, за который Чайковского любит весь мир.
⭐Шесть шедевров Чайковского, сделанных из обычной гаммы
⭐Какой русский классический романс больше всего любят в Америке?
Казалось бы — ну что такого особенного в элементарном мотиве этого Романса для фортепиано? Ничего особенного в нём и нет. Кто знает, почему от него так щемит сердце.
Михаил Плетнёв.
В отличие от принципиального мелодиста Чайковского, композиторы Могучей кучки не ставили мелодию и собственно музыкальную красоту во главу угла. У них были задачи более глобального масштаба. Но и они оставили нам много тем замечательной красоты. Тут на первом месте Николай Андреевич Римский-Корсаков и
🟢Александр Порфирьевич Бородин
Бородину очень хорошо удавались мелодии в восточном духе. Возможно, это объясняется тем, что он был наполовину грузином (его отец — грузинский князь Гедеонов). В «Князе Игоре» самые колоритные сцены — половецкие. Там звучит сверхпопулярный хор «Улетай на крыльях ветра» с очень красивой и затейливой как узор на персидском ковре мелодической линией. Его поют невольницы хана Кончака. Судя по тексту, из родина — Азербайджан.
🔴Антонин Дворжак
Чешская музыкальная классика как-то особенно близка по духу русской. Возможно, в ней больше света и оптимизма, но что касается мелодической красоты и выразительности — у чехов, как и у нас, она относится к национальным музыкальным приоритетам.
⭐Четыре чудесные мелодии из чешской классики
Главный мелодист Чехии — Дворжак. Чтобы аргументировать это, достаточно послушать хотя бы его Славянские танцы. Но есть ещё длинный список других его популярнейших тем — от фортепианных пьес и знаменитой «лунной» арии Русалки из одноимённой оперы до Виолончельного концерта или Девятой симфонии. Здесь одна из его «Цыганских песен».
Анна Нетребко.
🟣Сергей Васильевич Рахманинов
В 20 веке мелодия уже перестала быть главным смыслом музыки. Но не для Рахманинова. На фоне музыкальных революций этого времени он выглядел осколком романтических традиций и продолжал утверждать, что „мелодическая изобретательность — главная жизненная цель композитора.“ (с)
Это его утверждение вошло в конфликт с тенденциями времени, но абсолютно совпало с потребностями публики. Красота мелодий Рахманинова плюс его гармонический дар и цельность человеческой личности, которая светится в его музыке, дают в сумме совершенно неотразимый эффект.
Недаром из его мелодий в США, где он прожил последние 25 лет своей жизни, создан целый корпус песенной эстрадной музыки.
⭐Как американцы производят шлягеры из русской классики
Кстати, именно в Америке он написал свою знаменитую Рапсодию на тему Паганини, на вершине формы которой (в восемнадцатой вариации) звучит шедевр его мелодического дара — тема любви. Лучшая иллюстрация пушкинского «…но и любовь — мелодия».
Даниил Трифонов.
🟠Василий Сергеевич Калинников
В начале 20 века Калинников считался подающим надежды композитором (две его симфонии были с успехом исполнены в России). Таким он и остался после смерти. Ему не хватило времени и материальных возможностей, чтобы профессионально отточить свой талант: из-за бедности он не мог оплатить учёбу в консерватории и умер от туберкулёза в 34 года.
⭐Не великие русские композиторы в пяти маленьких шедеврах
Самая яркая черта его музыки — мелодический дар. Очень многие с первого раза полюбили его Первую симфонию за красивые темы в русском духе (в первой части) или за медленную часть Второй симфонии.
Здесь менее известная, но тоже очень красивая меланхолическая Серенада для струнного оркестра соль минор.
Камерный оркестр «Ferruccio Busoni».