1. Ансамбли

Это когда исполнителей несколько, больше одного. Каждый комплект по численности имеет своё название. Что такое “дуэт”, знают все. “Трио” или “терцет” – тоже. Наверняка, мало таких людей, кто не знал бы, что такое “квартет”. А вот когда на сцене пять, шесть, семь, восемь исполнителей?

Тогда это будет называться “квинтет” (пятеро), “секстет” (шестеро), “септет” (семеро) и “октет” (восемь участников). В этом списке есть и продолжение, но не будем вас грузить сложными словами. В жизни такие губокие познания вряд ли пригодятся.

2. Хор

Все знают, что такое хор: это когда много людей поют одновременно. Но насколько много? Или, точнее, насколько хор может быть мал? Где та грань, после которой хор уже становится ансамблем?

Эта грань условна. Если поющих больше двенадцати, то это уже можно назвать хором (при определённых дополнительных условиях, в которые не будем вдаваться). Хотя никто запретит вам спеть “хором” в хорошей компании, даже если вас за столом меньше двенадцати)

3. Фортепианный (скрипичный, виолончельный и т.п.) концерт.

В данном случае “концерт” означает не мероприятие, а строгий музыкальный жанр со своими законами. В концерте всегда есть две стороны: оркестр и солист. Солист должен противостоять целому оркестру своей энергией и виртуозностью, поэтому концерт – это всегда увлекательно. (Кстати, само слово означает “состязание”).

В концерте, как правило, три части. После первой быстрой обязательно будет медленная (в медленных частях концертов обычно бездна мелодических красот!), а в конце опять быстрая часть, самая зажигательная и виртуозная во всем концерте.

Подборка самых популярных концертов была в Культшпаргалке здесь.

4. Фортепианное трио (квартет, квинтет)

Удивительно, конечно, но такой вот парадокс: фортепианный дуэт – это два фортепиано. А фортепианное трио или фортепианный квартет вовсе не означает три и четыре фортепиано. Это ансамбли, в которых всегда только одно фортепиано, а остальные инструменты – струнные. Например, фортепианный квартет включает в себя скрипку, альт, виолончель и фортепиано.

Вот как на этом фото: (второй человек за роялем переворачивает пианисту ноты)

5. Пюпитр и пульт

Это одно и то же – подставка для нот. Они бывают разные по конструкции и размеру. У дирижёра самый большой пюпитр, потому что на нём лежит огромная партитура с со всеми оркестровыми голосами. Он называется дирижёрским пультом и обычно имеет подсветку

А вот обычный, самый простенький складной пульт или пюпитр для музыкантов.

6. Акт и действие оперы или балета

Никакой разницы между понятиями “акта” и “действия” нет. Это часть спектакля до антракта (или от антракта до финального аккорда). В операх бывает от двух до пяти действий (актов).

7. Маэстро

Маэстро – не обязательно музыкант. В переводе это слово означает “мастер” и используется оно также в отношении знаменитых и заслуженных шахматистов.

Вопрос, кого можно назвать маэстро, а кого нет, довольно субъективный. Это что-то вроде устного ордена за выдающиеся заслуги и знак уважения в профессиональной среде. У нас чаще всего слово “маэстро” относится к дирижёрам. Например, так принято называть Валерия Гергиева. Тут без сомнений, потому что размах его деятельности титанический, и профессионализм высочайший.

Но у нас в России очень любят раздавать этот титул направо и налево. Иногда всякого заурядного приглашённого итальянского дирижёра тоже подобострастно называют этим словом, что совершенно напрасно.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here