1. Жан Филипп Рамо. Танец из 4 картины оперы-балета «Галантные Индии» (1735)
Рамо — это один из главных французских классиков. Его музыка сейчас активно возрождается и исполняется, и этот танец в последние годы — настоящий хит концертных программ.
«Индии» во множественном числе потому, что так в 18 веке назывались все далёкие экзотические страны (где хорошо, потому что там нас нет). Четыре картины «Индий» показывают поочерёдно Турцию, Перу, Персию и Северную Америку . Мораль Рамо такова, что любой дикарь и варвар лучше, чем европеец, развращённый цивилизацией. Может, он и прав)
Обратите внимание на дирижёра (Франсуа Рот). Он отбивает ритм специальным дирижёрским жезлом, как это было принято в те далёкие времена. Другой французский классик Жан Батист Люлли как-то попал себе таким по ноге. Эта история вылилась в гангрену со смертельным исходом.
2. Камиль Сен-Санс. Интродукция и рондо каприччиозо (1863)
Чайковский очень любил французскую музыку за её, как он говорил, «шарманистость». Он имел в виду, что в ней есть легкость, нарядность и обязательно какой-нибудь увлекательный мотивчик, который цепляет слух с первой ноты. Это всё как раз об этой пьесе.
Кстати: «интродукция» — это вступлениея, «рондо» — это когда одна тема время от времени возвращается, а «каприччиозо» означает спонтанность высказывания.
Знаменитый Джошуа Белл исполняет эту супер популярную вещь с максимальной тщательностью.
3. Габриэль Форе. Павана (1887)
Кто-то сказал, что мелодии — это «божьи существа». Это именно тот случай. Невозможно объяснить, почему тема Паваны так западает в душу.
В другой Культшпаргалке был ролик с записью вокального исполнения Паваны — совершенно прекрасный! Это здесь.
4. Жорж Бизе. Антракт к 4 действию «Кармен».
«Кармен» — вся один шедевр, но для этого списка приходится выбирать. На самом деле Бизе не только оперный гений, но и выдающийся оркестровый композитор. Он не успел раскрыться в этом качестве, потому что очень рано (в 36 лет) умер. К каждому действию «Кармен» он написал симфонические вступления — антракты. Все четыре — шедевры.
Жгуче-темпераментное вступление к 4 действию несёт в себе внутреннюю смертную тоску. Эта музыка пророчит, что совсем скоро Кармен будет убита под звуки триумфального марша корриды.
5. Эрик Сати. Гноссиена №4 (1891)
Сати умер в нищете, но сегодня стал, без преувеличения, культовой фигурой. Это личность вне времени и пространства. Он и в 21 веке опережает всех постмодернистов. Трудно представить себе, что эта музыка была написана в 19 веке. Псевдонаучное слово «гноссиены» не имеет никого смысла вообще, это типичный квест Сати.
В оригинале эта пьеса написана для фортепиано, но здесь она исполняется в переложении для флейты и гитары. Флейтист — Джон Хаккет, гитарист — Стив Хаккет. Последний, между прочим — гитарист известной группы Genesis
6. Морис Равель. Болеро (1928)
Идея бесконечного повторения медленной и длинной темы с одновременным нарастанием звучности — довольно незатейлива, но трудно выполнима. Равелю удалось сделать этот трюк увлекательным.
Болеро (про которое сам Равель говорил, что в нём нет музыки) было написано для эротического танца вот этой уникальной русской балерины — Иды Рубинштейн. Эта музыка, практически, её портрет.