1. Прелюдия до-диез минор
Когда Рахманинов закончил консерваторию (ему было 18 лет), он долгое время жил впроголодь на 15 рублей в месяц, которые давали ему частные уроки. Эту прелюдию он написал, надеясь подороже продать её издателю.
Замысел удался, и юный автор получил за неё аж 40 рублей. Конечно, зафиксировать на прелюдию авторское право ему от радости просто не пришло в голову. С тех пор издательства всего мира заработали на этой сверхпопулярной пьесе миллионы, а автор от этих барышей не получил ни копейки, что очень расстраивало его всю жизнь.
Эта прелюдия была настоящим проклятьем для Рахманинова. Она моментально стала так популярна в России, а позже в Англии и Америке, что Рахманинов не мог закончить ни один свой концерт, не сыграв на бис эту пьесу. Публика просто его не отпускала. В итоге Рахманинов её возненавидел: «Я жалею, что когда-то её написал… «
Лауреат Первого конкурса имени Чайковского 1958 года, любимец советской публики Ван (Ванечка) Клиберн.
2. Элегия
Эта Элегия, как и Прелюдия до-диез минор, была написана Рахманиновым в 19 лет. Но когда слушаешь, кажется, что автору не меньше 50-ти, и он уже успел испить до дна всю горечь этой жизни.
Ничего нет более русского, чем эта Элегия. Такая грусть-тоска со слезой, которую словами и не выразишь! Если только междометиями…
Юджа Ванг хоть и китаянка, но понимает русскую душу. Да и кого же не проймёт такая красота!
3. Прелюдия соль минор (опус 23, №5)
Еще одна популярная прелюдия, которую, если услышишь, уже не забудешь. В есть есть всё для того, чтобы стать хитом: простой, врезающийся в мозг ритм, прекрасная мелодия в середине, крышесносная виртуозность и море прямо-таки демонических страстей!
Замечательный Николай Луганский блестяще справляется.
4. Вокализ
Это как бы романс без единого слова, в котором всё говорится самой мелодией. Вокализ Рахманинова очень популярен, он перепет всеми сопрано мира, переигран всеми виолончелистами, скрипачами, флейтистами и пианистами. Сам Рахманинов сделал ещё и оркестровое переложение этой вокальной пьесы (в оригинале Вокализ написан для сопрано и фортепиано).
Здесь замечательно сочетается несочетаемое: баховский ариозный стиль и русская песня.
Великолепная француженка Натали Дессей
5. Второй концерт для фортепиано с оркестром
С этим концертом 24-летний Рахманинов вышел из тяжелейшего личного и творческого тупика, едва не стоившего ему жизни. После провала Первой симфонии с последующей травлей в прессе, он впал в тяжёлую депрессию. Родные почти насильно привели его к московскому психотерапевту и гипнотизёру Николаю Далю, которому удалось внушить Рахманинову уверенность, что в нём зреет великая музыка. Этой музыкой стал Второй концерт. Естественно, автор посвятил его своему врачу.
Концерт имел оглушительный успех. Действительно, в нём прекрасно всё от первой до последней ноты. Особенно впечатляют начальные колокольные аккорды и суровая главная тема. Публика готова слушать его бесконечно, поэтому почти все пианисты включили его в свой репертуар.
Кристиан Циммерман и Бостонский симфонический оркестр
6. Рапсодия на тему Паганини для фортепиано и оркестра
Это одно из немногих сочинений Рахманинова, написанных в эмиграции. Он взял самую известную тему 24-го каприса Паганини и сочинил на неё 24 вариации. Они складываются в настоящую историю про гения, любовь и смерть.
Обратите внимание на совершенно прекрасную лирическую тему 18-й вариации, она идёт с отметки 15.09
Евгений Судьбин — британский пианист родом из Петербурга
Ещё на эту тему:
⭐Шесть славянских композиторов — лучших мелодистов
⭐Как Сергей Рахманинов и Надежда Плевицкая записали в Нью-Йорке одну русскую песню