Р.Турньер. Камерное трио

Музыка барокко – это ещё не открытый сундук с сокровищами. Сейчас как раз то время, когда эта музыка активнейшим образом осваивается и исполняется.

Но публика не очень любит новое. Она верна свои излюбленным хитам.

Вот шесть самых популярных сочинений композиторов 17 – 18 веков.

1. Иоганн Кристоф Пахельбель. Канон ре мажор

Пахельбель – легендарный немецкий органист. Он был кумиром Баха, и очень сильно повлиял на манеру его органных произведений.

Канон означает, что все мелодические линии здесь заплетены в такую музыкальную “косу”: тема вступает у одной группы скрипок, чуть позже её начинают другие, потом третьи, и всё это звучит на мерной повторяющейся теме органа.

На Западе это супер популярная пьеса, обычно она звучит на Рождество и во время брачных церемоний. У нас в последние годы она тоже сопровождает зимние праздники.

В ролике – переложение Канона для оркестра. В оригинале он звучит гораздо скромнее.

2. Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре минор

Популярнее разве что “Лунная соната” Бетховена. Узнаётся с первого же мотива. У Баха она называлась просто “токката” и написана как раз под влиянием стиля Пахельбеля.

Карл Рихтер – знаменитый немецкий дирижёр и органист – играет её с помощником. Иначе не управиться. Орган – сложная система.

3. Иоганн Себастьян Бах. Скерцо из оркестровой сюиты №2

Скерцо в переводе с итальянского означает “шутка”. Эту часть баховской сюиты иногда так и объявляют. А иногда её называют “бадинери”(Badinerie ). Это то же самое на французском. В баховском оригинале сюиты эта последняя часть именно так и называется – Badinerie.

Обратите внимание – это барочная, а не современная флейта. Такими они были во времена Баха. Играть на ней значительно труднее, тем более, такую виртуозную партию.

4. Антонио Вивальди. Концерт для скрипки и оркестра “Весна” , 1 часть

Четыре концерта из цикла “Времена года” – затмили собой вообще всё наследие этого композитора.

Вся музыка из этих концертов на слуху, выберем по принципу актуальности темы: “Весна”. Здесь и перекличка птиц, и неожиданное похолодание в миноре)

5. Георг Фридрих Гендель. Хор “Аллилуйя” из оратории “Мессия”

На премьере оратории никто не обратил внимания на этот хор. Но уже со второго исполнения всё изменилось, и популярность его выросла до небес! Действительно, Гендель был мастером в выражении ликования.

В 20 веке было принято исполнять этот хор огромной массой участников. Собирали сводные хоры под тысячу человек и соответствующий оркестр. На самом деле Аллилуйю во времена Генделя пел хор всего из 26 человек.

В этом ролике – аутентичное исполнение. Никаких женских голосов и огромных масс исполнителей. Даже все инструменты – реконструкции старинных барочных.

Хор Королевского колледжа в Кембридже, дирижёр Стефен Клеобури

6. Генри Пёрселл. Ария Дидоны из оперы “Дидона и Эней”

Во времена барокко было написано неисчислимое количество опер. Из этого количества нам известны совсем немногие. А из этих немногих, пожалуй, только ария Дидоны стала по-настоящему популярной. Это не столько ария, сколько невыносимо проникновенная песня.

Оплакивая вечную разлуку с любимым Энеем, Дидона не хочет больше жить.

Если усну в земле сырой,
пусть горести судьбы моей
твою не давят грудь.

Помни обо мне.

Симона Кермес и MusicAeterna пермского дирижёра Теодора Курентзиса

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here