Музыка барокко — это ещё не открытый сундук с сокровищами. Сейчас как раз то время, когда эта музыка активнейшим образом осваивается и исполняется.
Но публика не очень любит новое. Она верна свои излюбленным хитам.
Вот шесть самых популярных сочинений композиторов 17 — 18 веков.
1. Иоганн Кристоф Пахельбель. Канон ре мажор
Пахельбель — легендарный немецкий органист. Он был кумиром Баха, и очень сильно повлиял на манеру его органных произведений.
Канон означает, что все мелодические линии здесь заплетены в такую музыкальную «косу»: тема вступает у одной группы скрипок, чуть позже её начинают другие, потом третьи, и всё это звучит на мерной повторяющейся теме органа.
На Западе это супер популярная пьеса, обычно она звучит на Рождество и во время брачных церемоний. У нас в последние годы она тоже сопровождает зимние праздники.
В ролике — переложение Канона для оркестра. В оригинале он звучит гораздо скромнее.
2. Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре минор
Популярнее разве что «Лунная соната» Бетховена. Узнаётся с первого же мотива. У Баха она называлась просто «токката» и написана как раз под влиянием стиля Пахельбеля.
Карл Рихтер — знаменитый немецкий дирижёр и органист — играет её с помощником. Иначе не управиться. Орган — сложная система.
3. Иоганн Себастьян Бах. Скерцо из оркестровой сюиты №2
Скерцо в переводе с итальянского означает «шутка». Эту часть баховской сюиты иногда так и объявляют. А иногда её называют «бадинери»(Badinerie ). Это то же самое на французском. В баховском оригинале сюиты эта последняя часть именно так и называется — Badinerie.
Обратите внимание — это барочная, а не современная флейта. Такими они были во времена Баха. Играть на ней значительно труднее, тем более, такую виртуозную партию.
4. Антонио Вивальди. Концерт для скрипки и оркестра «Весна» , 1 часть
Четыре концерта из цикла «Времена года» — затмили собой вообще всё наследие этого композитора.
Вся музыка из этих концертов на слуху, выберем по принципу актуальности темы: «Весна». Здесь и перекличка птиц, и неожиданное похолодание в миноре)
5. Георг Фридрих Гендель. Хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия»
На премьере оратории никто не обратил внимания на этот хор. Но уже со второго исполнения всё изменилось, и популярность его выросла до небес! Действительно, Гендель был мастером в выражении ликования.
В 20 веке было принято исполнять этот хор огромной массой участников. Собирали сводные хоры под тысячу человек и соответствующий оркестр. На самом деле Аллилуйю во времена Генделя пел хор всего из 26 человек.
В этом ролике — аутентичное исполнение. Никаких женских голосов и огромных масс исполнителей. Даже все инструменты — реконструкции старинных барочных.
Хор Королевского колледжа в Кембридже, дирижёр Стефен Клеобури
6. Генри Пёрселл. Ария Дидоны из оперы «Дидона и Эней»
Во времена барокко было написано неисчислимое количество опер. Из этого количества нам известны совсем немногие. А из этих немногих, пожалуй, только ария Дидоны стала по-настоящему популярной. Это не столько ария, сколько невыносимо проникновенная песня.
Оплакивая вечную разлуку с любимым Энеем, Дидона не хочет больше жить.
Если усну в земле сырой,
пусть горести судьбы моей
твою не давят грудь.
Помни обо мне.
Симона Кермес и MusicAeterna пермского дирижёра Теодора Курентзиса