Есть какая-то вопиющая несправедливость в том, что сегодня любой из нас может нажать клавишу плеера и наслаждаться любыми шедеврами в любом, самом прекрасном исполнении. А их авторы, вложившие в них свою душу и свой талант, так и не услышали, как они звучат.
1. Людвиг ван Бетховен. Девятая симфония
Свою знаменитую Девятую симфонию Бетховен написал уже совершенно глухим. Несмотря на то, что в ней большой оркестр, хор, солисты и супер грандиозные кульминации, автор, стоя перед оркестром во время премьеры, не слышал ничего. В том числе и грохота оваций в конце.
2. Вольфганг Амадей Моцарт. Реквием
Свой знаменитый Реквием Моцарт писал по заказу. Поскольку у него было много других проектов, он писал его урывками и в итоге так и не успел закончить. Знал бы он, какой эффект произвело его исполнение, и какие эмоции испытывают люди от этой музыки спустя двести лет!
3. Бедржих Сметана. «Влтава»
Влтава — это главная река Чехии, практически душа страны, как у нас Волга. Ей Сметана посвятил свою симфоническую поэму.
Это не просто любимое, а культовое сочинение для любого чеха, потому что, во-первых, это музыка невероятной красоты, и во-вторых, она от первой до последней ноты пронизана любовью к Родине.
Две флейты вначале — это два родника, из которых берет начало Влтава, а прекрасная тема, которая идёт с отметки 1.12 — это народная, точнее, международная (итальянская, молдавская, украинская) мелодия. Кстати, она легла в основу гимна Израиля.
За год до первого исполнения этой поэмы Сметана полностью потерял слух.
4. Франц Шуберт. «Неоконченная» симфония
Самая популярная сегодня «Неоконченная» симфония (восьмая по счёту) Шуберта никогда не исполнялась при жизни автора. Никто вообще не знал, что он работал над ней, даже близкие друзья.
Что-то помешало ему дописать её до конца, и рукопись больше сорока лет пролежала в ящике стола одного из знакомых Шуберта. Эта симфония была найдена и исполнена только спустя 37 лет после его смерти.
Особенно обидно за тех композиторов, которые не смогли при жизни услышать и увидеть свои оперы. Потому что услышать внутренним слухом, как прозвучит симфония, ещё как-то можно, но представить себе, как будет выглядеть твоё творение на сцене, совершенно невозможно.
5. Модест Петрович Мусоргский. Опера «Хованщина»
Мусоргский имел обыкновение увлекаться несколькими замыслами одновременно. В итоге он многое не доводил до конца. Свою грандиозную историческую «Хованщину» он так и не успел дописать.
Спустя несколько лет после его смерти Римский-Корсаков на основе авторских рукописей сделал музыкальную реконструкцию, и «Хованщина» была поставлена на сцене.
6. Александр Порфирьевич Бородин. «Князь Игорь»
Бородин тоже не услышал и не увидел на сцене своего «Игоря», над которым урывками, от случая к случаю, работал целых 18 лет. Поскольку Бородин был профессором химии, преподавал в Медико-хирургической академии, занимался научной работой и широкой общественной деятельностью, сочинением музыки он занимался только по ночам и во время болезни.
После его внезапной смерти опера была местами восстановлена, местами дописана Римским-Корсаковым и Глазуновым. Так и не узнал Бородин, какой триумф имели его «Половецкие пляски».
7. Джованни Перголези. Первая часть из Stabat Mater
Джованни Перголези умер в 26 лет, едва успев закончить своё последнее сочинение — кантату Stabat Mater.
⭐“Мать скорбящая стояла”: пять фрагментов из самых известных Stabat Mater
С тех пор прошло почти триста лет. За это время многие замечательные композиторы написали сочинения в этом жанре, но Stabat Mater Перголези до сих пор остаётся номером первым. Увы, сам композитор мог услышать эту музыку только в своём воображении.
⭐Пять оперных арий, которые любой узнает с трёх нот
Большинство музыки не грузится… (((
Жалко, возможно, что-то у вас что-то с браузером. Зашла с двух компов и телефона — всё работает.