На самом деле старинные русские вальсы вовсе не старинные и далеко не всегда русские.

В большинстве своём они были написаны уже в 20 веке, в основном до Первой мировой войны. Нам не придёт в голову назвать Маяковского “старинным” поэтом или Рахманинова “старинным” композитором, но вальсы, написанные в ту же пору, мы почему-то называем старинными. Традиция – упрямая вещь.

Насчёт национальной идентичности вальсов будет сказано ниже. Но сразу можно сказать, что русские вальсы – это такая интернациональная прививка на дереве русской музыкальной традиции, которая прекрасно прижилась и дала новые побеги.

Так называемый русский старинный вальс всякий узнает по печально-меланхолическому характеру и звуку духового оркестра. Их исполняют и другими составами, но это уже не то.

А самый сильный эффект эти вальсы производят, когда они звучат не в зале, а на открытом воздухе – такова природа духовых инструментов. Если где-то в парке слышны звуки духового оркестра, играющего вальс, ноги сами приведут вас к этому месту.

Вот шесть самых популярных старинных (как бы) русских (в какой-то степени) садово-парковых вальсов.

1. “Над волнами”

Возможно, вы не слышали этого названия, но музыку наверняка узнаете сразу.

Первым номером он идёт потому, что написан был гораздо раньше всех популярных русских вальсов – ещё в 1884 году. Поэтому его, в отличие от других, можно назвать старинным.

Он пришёл в Россию из Мексики, попутно очаровав весь мир. Написал его талантливый 16-летний мексиканский парнишка по имени Хувентино Росас.

Он прожил всего 26 лет, но его мелодичный вальс (по-испански “Sobre las Olas“) до сих пор исполняется во всем мире, не только у нас.

2. “Осенний сон”

“Осенний сон” – самый популярный у нас, много раз переигранный и перепетый с разнообразными словами вальс. О нём даже песня написана (“В лесу прифронтовом”). Кажется, что в этой печальной мелодии запечатлена вся глубина русской души.

Но на самом деле этот вальс английский. Он написан британским композитором Арчибальдом Джойсом в 1908 году.

Говорят, что именно под эту музыку тонул “Титаник”.

3. “Воспоминание”

Этот красивый вальс написал тот же “король английского вальса” Арчибальд Джойс годом позже “Осеннего сна”. Теперь в Британии эти вальсы практически не исполняют, зато в России духовые оркестры играют их уже сто лет. Поэтому теперь во всём мире и “Осенний сон”, и “Воспоминание” имеют репутацию “русских” вальсов. Будем считать, что Россия их усыновила)

4. “На сопках Маньчжурии”

Капельмейстер Мокшанского полка Илья Шатров написал этот прекрасный вальс в 1906 году в память о своих однополчанах, погибших в русско-японской войне.

На его напевную мелодию сразу же был положен текст, и не один.

5. “Амурские волны”

Духовые военные оркестры в то время выступали не только на парадах. Они играли в парках, на катках, балах и на всех торжественных мероприятиях города. Репертуар требовался немалый, поэтому музыку для полковых оркестров писали сами военные капельмейстеры.

“Амурские волны” сочинил капельмейстер 11-го Восточно-Сибирского полка Макс Авельевич Кюсс во Владивостоке в 1909 году.

С тех пор этот вальс стал чем-то вроде музыкального символа Дальнего Востока.

6. “Грусть”

Автор этого вальса Николай Романович Бакалейников был флейтистом и профессиональным композитором и тоже некоторое время служил военным капельмейстером.

Ещё в дореволюционные годы он написал много вальсов и романсов, в том числе и для звезды эстрады Александра Вертинского.

До сих пор духовые оркестры играют его популярную “Грусть”. Первая пластинка с записью этого вальса была выпущена в 1910 году.

⭐Первый вальс Наташи Ростовой: мог ли он быть на самом деле?


🔴Первый вальс Наташи Ростовой: мог ли он быть на самом деле?

23.07.21 05:05 (23.07.21 19:04)1 022529 (51.76%)4 мин 43 сек

Как нет Ленского без дуэли, Раскольникова без топора и Анны Карениной без паровоза, так нет и Наташи Ростовой без её первого вальса с Андреем Болконским.

“– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.

– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, … подходя к Наташе и занося руку, чтоб обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил ей тур вальса.

То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой. «Давно я ждала тебя», – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из‑за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. …

Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия”.

Лучшей завязки любовной линии Наташи и князя Андрея просто невозможно придумать. Предновогодняя ночь, первый бал, кружение вальса, мелькающие в быстрых поворотах Наташины атласные туфельки, глаза в глаза, его рука на её талии… И знакомый с детства фильм с Людмилой Савельевой и Вячеславом Тихоновым. А также чудесный оперный вальс Прокофьева:https://www.youtube.com/embed/_hCi63joIXc?modestbranding=0&controls=1&rel=0&showinfo=1&enablejsapi=1&origin=https%3A%2F%2Fzen.yandex.ru

Просто преступно разрушать этот прекрасный мираж и прояснять, а могло ли это быть на самом деле в 1809 году (так в романе). В конце концов, это не так уж важно, Лев Николаевич Толстой имел полное право на художественный вымысел и на некоторое отступление от исторической правды.

Тем не менее, приходится признать, что он действительно отступил. Вероятность того, что Наташа и Андрей могли танцевать свой вальс на этом балу практически равна нулю.

И вот почему.

Умела ли Наташа танцевать вальс

Конечно, Наташа умела танцевать вальс. В этом нет никаких сомнений. В эпоху наполеоновских войн (до начала Отечественной войны 1812 года) вальс был уже довольно популярен. Его активно танцевали на общественных и частных балах в России и в Европе и описывали во всех руководствах по обучению танцам.

Правда, социальный статус вальса был гораздо ниже, чем у традиционных бальных танцев (менуэта, полонеза, экосеза, котильона). Он казался простоватым и вульгарным, потому что ещё недалеко ушёл от своих сельских предков – австрийских лендлеров.

В фильме “Звуки музыки” герои танцуют такой лендлер – раннюю форму вальса:https://www.youtube.com/embed/qUfWRBGQkz0?modestbranding=0&controls=1&rel=0&showinfo=1&enablejsapi=1&origin=https%3A%2F%2Fzen.yandex.ru

Кроме того, к вальсу было много претензий со стороны ревнителей моральных ценностей – неприличный, слишком тесный тактильный контакт дамы и кавалера. Считалось также, что это вредно для женского здоровья и травмоопасно: где вращение – там и головокружение, а где головокружение – там падения. Такие бальные “происшествия” описывались в газетах неоднократно.

Правда, не стоит преувеличивать эти “тесные контакты” и “опасные вращения”. Они были тесными по сравнению с церемонным менуэтом, но совсем не тесными по сравнению с более поздним, например, венским, вальсом. То же касается и вращений.

Танцевали его не совсем так, как мы сейчас это себе представляем.

В вальсе начала 19 века была более сдержанная амплитуда движений и медленнее темп. Он включал в себя много разных фигур. Кружение – только одна из них. Так что, Наташа в 1809 году танцевала бы свой вальс не совсем так, как описано у Толстого, и не так, как в советском фильме 1964 года, и уж точно совсем иначе, чем во всех западных экранизациях “Войны и мира”.

Как танцевали вальс в то время

Вот как выглядел вальс на рисунках “с натуры” начала 19 века, примерно во времена действия “Войны и мира”. Поскольку этот танец пробивал себе дорогу под возмущённый ропот хранителей традиций, он многократно был осмеян в карикатурах, особенно злобных и даже непристойных в Англии. Там долго боролись с этой модой, завезённой, кстати, из России.

Обратите внимание, что привычная нам позиция “объятий вальса” была не единственной и даже не главной. Много движений из позиции “бок о бок”.

листайте ▶

1806 год
Здесь показаны девять позиций вальса (из английского руководства по технике вальса 1816 года).
Одна из позиций вальса начала века.

1806 год

Согласитесь, что это совсем не то, что описывает Толстой в своём романе (речь о первом туре вальса Элен Безуховой):

“Адъютант-распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за все убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало, развеваясь, бархатное платье его дамы”.

Да и музыка вальсов той поры очень сильно отличалась от классических, всем известных образцов. “Отцы” венского вальса Йозеф Ланнер, Иоганн Штраус-отец и, тем более, его сын Иоганн II тогда ещё даже не начали свою карьеру.

Почему Наташа не могла танцевать вальс на своём первом балу

Она не могла его танцевать именно на этом – великосветском – балу по той простой причине, что он был запрещён на балах такого статуса в это время.

Русский император Павел I был одним из противников вальса. В конце 18 века он запретил танцевать этот танец на придворных балах.

Правда, когда в его жизнь вошла новая фаворитка – Анна Лопухина, исключительно ради её прихоти он отменил свой запрет (эта история описана в мемуарах фрейлины русского двора Варвара Николаевна Головиной).

Павел I и Анна Лопухина

Павел I и Анна Лопухина

Вскоре после этого Павел был убит, и вальс снова выпал из бального регламента – вдовствующая императрица Мария Фёдоровна тоже не любила этот танец.

Её сын Александр I не мог игнорировать волю матери. Поэтому вальс был неофициально исключён из великосветского бального регламента вплоть до смерти Марии Фёдоровны в 1828 году. Хотя на балах более низкого ранга его танцевали вовсю.

Мария Фёдоровна и Александр I

Мария Фёдоровна и Александр I

Так что, крайне сомнительно, что именно на великосветском балу (“у екатерининского вельможи”) в 1809 году, где, как пишет Толстой, присутствовал сам Государь, “дипломатический корпус” и “знатнейшие вельможи того времени”, вальс вообще фигурировал и, тем более, следовал сразу после полонеза, как это описано у Толстого. Такая структура бала сложилась позже, уже в пушкинские времена.

Скорее всего, князь Андрей пригласил бы Наташу на экосез. Правда, это было бы уже совсем другое дело.

⭐Лев Толстой как композитор

Кстати, именно вальс вдохновил Толстого на единственный опыт музыкальной композиции. Он собственноручно сочинил вот этот простенький фортепианный вальсик:https://www.youtube.com/embed/g0i_ZtgPRvw?modestbranding=0&controls=1&rel=0&showinfo=1&enablejsapi=1&origin=https%3A%2F%2Fzen.yandex.ru

Ещё почитать и послушать о вальсах на Культшпаргалке:

⭐Девять популярнейших оперных арий в ритме вальса

⭐Шесть прекрасных оперных вальсов

Три лучших вальса Глинки

Пять лучших вальсов из советских фильмов

Восемь классических вальсов, которых нельзя не знать

Пять популярнейших балетных вальсов

Семь самых чудесных зимних вальсов

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here