дмитрий хворостовский
Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский в опере Прокофьева "Война и мир".

В 19 веке вальс был настолько любим публикой, что буквально все композиторы использовали энергию этой популярности в своих целях. И не только в художественных.

Вальс был также эффективным инструментом маркетинга: шансы на успех у публики резко повышались, если композитор включал в новое сочинение хотя бы один симпатичный вальс. А если два – ещё лучше.

Поэтому в операх 19 века целая россыпь популярных вальсовых мелодий. Вокальные номера пока оставим в стороне, и начнём с известных вальсов, предназначенных для танцевальных сцен в опере.

🟣Карл Мария фон Вебер. Вальс из оперы “Вольный стрелок”

Это опера – краеугольный камень немецкого романтизма и культовая опера для любого немца.

Она была написана ещё при жизни Бетховена (1821 год), имела огромный и повсеместный успех (Пушкин о ней упоминает в “Евгении Онегине”) и серьёзно повлияла всю немецкую музыку, особенно на Вагнера.

В первом действии есть небольшой вальс в народном стиле. Его танцуют жители богемской деревни, отмечая удачную охоту.

Такие вальсы во времена Вебера называли “немецкими танцами”. Музыка сделана без особых затей – на двух аккордах и одном мотиве, зато добротно, по-крестьянски. Это вам не вальс Шопена!

🟠Михаил Иванович Глинка. Вальс из оперы “Жизнь за царя”

Действие этой оперы происходит в 17 веке, когда никаких вальсов не было и в помине. Но зато они были в большой моде 1836 году, когда Глинка писал “Жизнь за царя” .

Поэтому, сочиняя сцену польского бала во дворце Сигизмунда II, Глинка включил в неё восхитительно красивый вальс. Чем прибавил много очков к успеху своей первой оперы.

В другой опере Глинки – “Руслане и Людмиле” – тоже есть вальс, его танцуют волшебные девы Наины.

👉Три лучших вальса Глинки

🔴Шарль Гуно. Вальс из оперы “Фауст”

История о том, как доктор Фауст продал душу дьяволу, относится, как известно, к средневековью. Скажем честно, как-то трудно совместить в сознании вальс и святую инквизицию.

Но в опере своя правда. В 1 действии “Фауста” студенты, девушки и солдаты весело отплясывают вальс на городской площади и ещё поют при этом.

В этой опере есть ещё один очень 👉популярный вальс – в сцене Вальпургиевой ночи.

🔵Пётр Ильич Чайковский. “Евгений Онегин”

Чайковский написал столько прекрасных вальсов, что в международной вальсовой “табели о рангах” он занимает место, равное Иоганну Штраусу-сыну.

Именины Тани Лариной начинаются этим нарядным вальсом, а заканчиваются ссорой Ленского и Онегина.

В опере аккомпанементом к этому вальсу звучит хор тётушек, которые портят всё впечатление своими репликами: “Гляньте-ка! Танцуют пижоны”, а потом перемывают все до одной кости Онегину.

Мы этот хор опустим, здесь концертный вариант вальса.

🎵Шесть популярных русских старинных вальсов

🟢Владимир Ребиков. Вальс из оперы “Елка”

Эта маленькая опера была написана в 1900 году написана по мотивам сказки Андерсена “Девочка со спичками” (маленькая нищенка замерзает на Рождество под окнами богатого особняка). Опера вроде бы детская и рождественская, но смерть – не очень подходящий сюжет и для маленьких детей, и для праздника. Текст местами даже пугающий.

Призрак любимой умершей матери приходит к замерзающей девочке со словами “Я смерть! Приди в мои объятья. Они, поверь, не холодны”.

По этой причине “Ёлка”, вероятно, никогда не будет репертуарной (сейчас она есть в репертуаре Мариинского театра, но ставится крайне редко).

🎞Пять лучших вальсов из советских фильмов.

Через год поле премьеры (1903) московский издатель Юргенсон выпустил сборник фрагментов – сюиту – из “Ёлки”, и публика влюбилась в мелодичный и очень грустный вальс.

Получилось, что именно он удержал эту оперу на поверхности исторической памяти.

В “Ёлке” этот вальс звучит дважды: первый раз девочка слышит звуки фортепиано из освещённого окна богатого дома, где в самом разгаре детский рождественский бал. А второй раз под него танцуют куклы в её предсмертном сне.

Александр Бахчиев.

Шесть самых чудесных зимних вальсов

🟡Сергей Прокофьев. Вальс из оперы “Война и мир”

Первый бал Наташи, когда она танцует с Андреем Болконским – особый момент в романе. Прокофьев сочинил для него очень красивый и глубокий по смыслу вальс.

Тут и робость, и мечта, и восторг. Но в его затаённой грусти смутно угадываются все грядущие катастрофы романа Наташи и князя Андрея.

“…и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса”.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here