В 19 веке вальс был настолько любим публикой, что буквально все композиторы использовали энергию этой популярности в своих целях. И не только в художественных.
Вальс был также эффективным инструментом маркетинга: шансы на успех у публики резко повышались, если композитор включал в новое сочинение хотя бы один симпатичный вальс. А если два — ещё лучше.
Поэтому в операх 19 века целая россыпь популярных вальсовых мелодий. Вокальные номера пока оставим в стороне, и начнём с известных вальсов, предназначенных для танцевальных сцен в опере.
🟣Карл Мария фон Вебер. Вальс из оперы «Вольный стрелок»
Это опера — краеугольный камень немецкого романтизма и культовая опера для любого немца.
Она была написана ещё при жизни Бетховена (1821 год), имела огромный и повсеместный успех (Пушкин о ней упоминает в «Евгении Онегине») и серьёзно повлияла всю немецкую музыку, особенно на Вагнера.
В первом действии есть небольшой вальс в народном стиле. Его танцуют жители богемской деревни, отмечая удачную охоту.
Такие вальсы во времена Вебера называли «немецкими танцами». Музыка сделана без особых затей — на двух аккордах и одном мотиве, зато добротно, по-крестьянски. Это вам не вальс Шопена!
🟠Михаил Иванович Глинка. Вальс из оперы «Жизнь за царя»
Действие этой оперы происходит в 17 веке, когда никаких вальсов не было и в помине. Но зато они были в большой моде 1836 году, когда Глинка писал «Жизнь за царя» .
Поэтому, сочиняя сцену польского бала во дворце Сигизмунда II, Глинка включил в неё восхитительно красивый вальс. Чем прибавил много очков к успеху своей первой оперы.
В другой опере Глинки — «Руслане и Людмиле» — тоже есть вальс, его танцуют волшебные девы Наины.
🔴Шарль Гуно. Вальс из оперы «Фауст»
История о том, как доктор Фауст продал душу дьяволу, относится, как известно, к средневековью. Скажем честно, как-то трудно совместить в сознании вальс и святую инквизицию.
Но в опере своя правда. В 1 действии «Фауста» студенты, девушки и солдаты весело отплясывают вальс на городской площади и ещё поют при этом.
В этой опере есть ещё один очень 👉популярный вальс — в сцене Вальпургиевой ночи.
🔵Пётр Ильич Чайковский. «Евгений Онегин»
Чайковский написал столько прекрасных вальсов, что в международной вальсовой «табели о рангах» он занимает место, равное Иоганну Штраусу-сыну.
Именины Тани Лариной начинаются этим нарядным вальсом, а заканчиваются ссорой Ленского и Онегина.
В опере аккомпанементом к этому вальсу звучит хор тётушек, которые портят всё впечатление своими репликами: «Гляньте-ка! Танцуют пижоны», а потом перемывают все до одной кости Онегину.
Мы этот хор опустим, здесь концертный вариант вальса.
🎵Шесть популярных русских старинных вальсов
🟢Владимир Ребиков. Вальс из оперы «Елка»
Эта маленькая опера была написана в 1900 году написана по мотивам сказки Андерсена «Девочка со спичками» (маленькая нищенка замерзает на Рождество под окнами богатого особняка). Опера вроде бы детская и рождественская, но смерть — не очень подходящий сюжет и для маленьких детей, и для праздника. Текст местами даже пугающий.
Призрак любимой умершей матери приходит к замерзающей девочке со словами «Я смерть! Приди в мои объятья. Они, поверь, не холодны».
По этой причине «Ёлка», вероятно, никогда не будет репертуарной (сейчас она есть в репертуаре Мариинского театра, но ставится крайне редко).
🎞Пять лучших вальсов из советских фильмов.
Через год поле премьеры (1903) московский издатель Юргенсон выпустил сборник фрагментов — сюиту — из «Ёлки», и публика влюбилась в мелодичный и очень грустный вальс.
Получилось, что именно он удержал эту оперу на поверхности исторической памяти.
В «Ёлке» этот вальс звучит дважды: первый раз девочка слышит звуки фортепиано из освещённого окна богатого дома, где в самом разгаре детский рождественский бал. А второй раз под него танцуют куклы в её предсмертном сне.
Александр Бахчиев.
❄Шесть самых чудесных зимних вальсов
🟡Сергей Прокофьев. Вальс из оперы «Война и мир»
Первый бал Наташи, когда она танцует с Андреем Болконским — особый момент в романе. Прокофьев сочинил для него очень красивый и глубокий по смыслу вальс.
Тут и робость, и мечта, и восторг. Но в его затаённой грусти смутно угадываются все грядущие катастрофы романа Наташи и князя Андрея.
«…и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательные мерные звуки вальса».
⭐Первый вальс Наташи Ростовой: мог ли он быть на самом деле?