танцы

Всё лучшее в музыкальной классике примерно до середины 19 века было создано в трёх странах: Италии, Германии (+Австрии) и Франции. Но потом эта триумвират был свергнут мощной волной музыки из Восточной Европы.

И первое, что очаровало поголовно всю европейскую публику – национальные танцы: все эти венгерские чардаши, польские мазурки и чешские польки, обработанные для концертного исполнения или для домашнего употребления. Они сразу же стали хитами и гвоздями всех концертных программ.

Сейчас их обычно играют на “бис”, чтобы публика уж точно ушла с концерта счастливая и довольная.

Здесь шесть самых зажигательных, задорных, лихих и искромётных.

1. Иоганнес Брамс. Венгерский танец №5

Брамс не имел отношения к Венгрии, он был немцем и жил в Вене. Но судьба свела его с двумя выдающимися венграми-скрипачами: Эде Ременьи и Йозефом Иоахимом. С первым из них он выступал в концертах в пору юности, и многие национальные мелодии заимствовал из его репертуара для своих Венгерских танцев.

Эде Ременьи и Иоганнес Брамс
Эде Ременьи и Иоганнес Брамс

Они написаны для фортепиано в четыре руки, то есть предназначены любителям-пианистам. Есть также авторская версия для двух рук.

В то время в каждой семье среднего достатка было пианино (не считая гитары или флейты), учителя музыки были нарасхват, и из членов одной семьи можно было составить небольшой ансамбль – практическое музыкальное образование было культурной нормой, а музицирование – любимой формой досуга.

К сожалению, теперь только профессиональные музыканты имеют представление о том, как это весело – играть в четыре руки Венгерские танцы Брамса. Ни с какими компьютерными играми не идёт в сравнение.

Пять чудесных лирических мелодий Брамса

Возможно, Брамс не всегда был в курсе авторства тех мелодий, которые играл Ременьи, потому что тема Пятого танца нота в ноту совпадает с чардашем венгерского композитора Бела Келера (Bártfai Emlék Csárdás ор.31).

Здесь оркестровая (не авторская) версия Пятого танца.

Густаво Дудамель.

А здесь сцена бритья из фильма “Великий диктатор” с Чарли Чаплином. Посмотришь – и уже никогда не забудешь Пятый танец Иоганнеса Брамса.

2. Иоганнес Брамс. Венгерский танец №6

Венгерские танцы Брамса основаны на вербункоше. Это такой фольклорный венгерский стиль, который сразу узнаешь по спокойному началу и бурному продолжению, а также по характерным мелодически “кудрявым” и ритмически чётким концовкам фраз.

3. Антонин Дворжак. Славянский танец №1

Музыка чешского классика Дворжака обладает каким-то особым мелодическим шармом. Его 16 славянских танцев можно слушать все подряд – не надоест. Чистое наслаждение следить за тем, с каким мастерством и любовью он обработал эти чешские, моравские, польские и украинские мелодии.

“Славянские танцы” сыграли роль первого толчка в его композиторской карьере. В тот момент он был нищим отцом троих детей, которому город по этой причине даже выплачивал пособие. Ему помог Брамс. Он договорился с одним крупным издателем, и тот заказал Дворжаку восемь пьес для фортепиано в четыре руки в духе “Венгерских танцев” Брамса.

Когда танцы вышли из печати, Дворжак, что называется, проснулся знаменитым. Через несколько лет пришлось ему писать ещё восемь – публика ждала продолжения.

Здесь Первый танец звучит в оркестровке автора. Сэр Саймон Рэттл и Берлинский филармонический оркестр.

4. Антонин Дворжак. Славянский танец №8

Ещё один прекрасный танец Дворжака, который в два счёта разгонит любую печаль. Как и Первый, он основан на мелодии чешского  фурианта (ударение на первый слог).

Четыре чудесные мелодии из чешской классики

Исполнители те же.

5. Пётр Ильич Чайковский. “Пляска скоморохов” из музыки к пьесе А.Н.Островского “Снегурочка”

Прежде, чем Римский-Корсаков создал свою знаменитую оперу на этот сюжет, музыку к “Снегурочке” написал Чайковский. Один из её номеров – лихая “Пляска скоморохов”.

Шесть шедевров Чайковского, сделанных из обычной гаммы

На примере этой музыки хорошо объяснять иностранцам, изучающим русский язык, значение трудно переводимого русского слова “грянуть” и нашего любимого междометия “ух ты!”.

Детройтский симфонический оркестр, дирижер Неэме Ярви.

6. Арам Хачатурян. “Танец с саблями” из балета “Гаянэ”

Этот танец не совсем в тему, потому что это изначально не концертная пьеса, а номер из балета. Там его танцуют курды на празднике в армянском колхозе. Но сам балет уже давно ушёл в историю и практически не ставится, а “Танец с саблями” живёт на концертной эстраде отдельной жизнью и уже давно побил все мировые рекорды популярности.

Пять балетных хитов, которые узнаешь с первого звука

Его просто не может быть в этом списке самых зажигательных симфонических танцев.

Берлинский филармонический оркестр, дирижёр Сейджи Озава.

Поделиться:

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. На это музыкальное сопровождение (танцы) я сценически делал постановки танцев

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here