1. Эмиль Вальдтейфель. Вальс “Конькобежцы”

Эмиль Вальдтейфель – это “французский Штраус”, то есть композитор, создавший в 19 веке традицию бального французского вальса. В своё время он был очень популярен, его музыка исполнялась во всём мире.

Что касается России, то все мы знаем его мелодии по известным романсам “Мой костёр в тумане светит” и “Милая, ты услышь меня”. Их автор – аранжировщик при цыганском хоре московского ресторана “Яр” Яков Пригожий непринуждённо воспользовался темами самых известных вальсов Вальдтейфеля и сделал из них фирменные русско-цыганские шлягеры.

Вальс “Les Patineurs” у нас принято переводить как “конькобежцы”, но точнее, наверное, было бы “фигуристы”. В середине 19 века катание на коньках вошло в моду, до первых чемпионатов по фигурному катанию оставалось лет 50.

Эйфория быстрого движения на морозном воздухе, румяные щеки нарядных барышень (кавалеры иногда катали их по льду на специальных санках) – всё это слышится в музыке “Конькобежцев”.

Очень симпатичный клип на музыку этого вальса в исполнении оркестра Андре Рьё сделала silvercat557

2. Вальс снежных хлопьев из балета Чайковского “Щелкунчик”

Это самый снежный вальс из самого зимнего балета так хорош, что совершенно ясно – его автор с детства знает чудо белого снегопада, музыку вьюги и роскошь огромных сугробов. Чайковский, как известно, родился в снежной Удмуртии, практически на Урале (а не в подмосковном Клину, как, кстати, многие считают).

Вальс цветов – это сон Маши, чудесный и немного тревожный, с прекрасной мелодией детского хора в середине. Этот хор – самый волшебный момент вальса, настоящая музыка счастья.

На премьере балета, которая прошла не очень удачно, именно этот вальс сорвал самые горячие аплодисменты, потому что в нём был задействован огромный по составу кордебалет (около сорока танцовщиц), на сцену постоянно сыпались конфетти, а костюмы снежинок были декорированы комочками снега из ваты. Эти ватные шарики – старая традиция “Щелкунчика”.

Мариинский театр, дирижёр Валерий Гергиев.

3. Вальс снежинок из оперы-феерии Жака Оффенбаха “Путешествие на Луну”

Помните историю Жюля Верна про то, как члены Пушечного клуба в Балтиморе задумали выстрелить из громадной пушки в сторону Луны снарядом с космонавтами? Повествование с бесконечными техническими расчётами заканчивается как раз на том месте, где пушка, наконец, выстрелила. Все дальнейшее описывается в следующем романе, но и в нём герои не достигают поверхности Луны.

А Оффенбаху и его либреттистам удалось посадить космический корабль на эту планету и придумать массу весёлых приключений героев в лунном мире.

В какой-то момент температура лунного воздуха опускается ниже -50 градусов, и начинается снегопад: балетная сюита из нескольких танцев, среди которых этот мелодичный вальс. Его предваряет “морозно-вьюжное” вступление, а сама музыка вальса по-французски изящная, вполне земная)

Филармонический оркестр НиццыдирижёрАнтонио де Альмейда.

4. Вальс (вариация) Снега из балета Глазунова “Времена года”

Одноактный балет Глазунова “Времена года” начинается с Зимы. Среди персонажей здесь есть Иней, Лёд, Град и Снег. Снег (Снежинка) – женская партия.

Музыка этого маленького вальса вызывает в памяти не вьюгу, а те моменты, когда на землю медленно планируют хлопья снега, создавая сложный узор, от которого кружится голова, а на душе становится легко и радостно.

Королевский Шотландский национальный оркестр, дирижёр Хосе Серебрьер

5. Вальс из музыки к кинофильму “Метель” Свиридова.

Этот вальс, конечно, не только музыка снега. Это музыкальная метафора неисповедимых узоров человеческой судьбы, которая кружит человека, как зимний ветер вихри снега.

Простота, мелодичность и глубина в этом чудесном вальсе – формула музыкального гения Свиридова.

Большой симфонический оркестр имени Чайковского, дирижёр Владимир Федосеев.

Автор ролика silvercat557

6. Вальс из оперы “Ёлка” Владимира Ребикова

Ребиков – русский композитор начала 20 века. Самое известное его сочинение (теперь уже забытое) – опера “Ёлка”. Она написана на сюжет очень печальной рождественской сказки Андерсена “Девочка со спичками”.

Поэтому прекрасная мелодия этого вальса такая грустно-щемящая. Она звучит в опере в двух вариантах: первый раз в фортепианном, а второй раз в оркестровом.

Александр Бахчиев

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here

− 2 = 1