Важно: последовательность персон в этом списке не имеет никакого отношения к рейтингу.
О том, что это за голос, уже было в культшпаргалке «Контртеноры — чума ХХI века».
Контртенор — сравнительно новый голос для публики. Само его название ещё не улеглось в русском языке. До сих пор идут споры, как правильно произносить это слово: «контрАтенор» или «контртенор».
Как бы там ни было, если на афише написано это слово, билеты на концерт раскупаются довольно живо, потому что контртеноры — это всё ещё зона вокальной экзотики. Поэтому на волне повышенного спроса многие вокалисты торопятся успеть в эту нишу и пробуют себя в этом качестве. В итоге нигде нет такой откровенной халтуры и просто плохого пения, как в контртеноровом лагере.
Вокруг природы этого голоса очень много разных спорных мнений. Но ясно одно — это голос максимально удалённый от натурального звучания. Если бас и в жизни говорит басом, если баритон и в жизни говорит баритоном, то с тенором уже не всё так просто, а уж контртенор и вовсе «сделанный» тембр. Хотя сами контртеноры с этим не всегда соглашаются.
Преодолеть слабость фальцета, сделать голос плотным, ярким, красивым, овладеть стилем и колоратурной техникой (главный «хлеб» контртеноров — виртуозная музыка барокко) не у всех получается.
Вот шесть известных контртеноров на сегодняшний день, которые в большей или меньшей степени выполнили эти задачи.
1. Андреас Шолль. Германия
Андреас Шолль, наверное, самый большой авторитет в ряду контртеноров. Он признанный мастер своего дела, у него приятный тембр, отличная техника и очень большой репертуар. В основе, конечно, музыка барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Пёрселл), но, как и все контртенора, он стремится выйти за рамки этого очерченного круга и поёт музыку разных стилей, включая джаз.
Удивительно (но только на первый взгляд), что в своём естественном баритоновом диапазоне он не может спеть практически ничего.
Ария из оперы Генри Пёрселла «Королева фей» (1692 год).
Эту арию поёт аллегорический персонаж под именем Тайна. Кстати, Пёрселл написал эту партию не для кастрата (в Англии их не было), а для очень мужского высокого голоса, скорее всего именно для контратенора.
2. Филипп Жарусски. Франция
Филипп Жарусски — лирический герой в цеху контртеноров. Голос у него эфирный, хрупкий, в сопрановом регистре. Его стихия — трепетные эмоциональные состояния, которые он выражает с тончайшими нюансами и очень музыкально.
Жарусски — любимец публики, потому что он очень обаятельный, артистичный и с хорошим чувством самоиронии.
Вот песня неизвестного автора эпохи барокко, которую он исполняет вместе с французским ансамблем «Арпеджиата».
3. Йестин Дэвис . Великобритания
Хороший контртенор, который в последние годы стал просто звездой и достойно поддерживает репутацию Англии как родины контртеноров.
Эти голоса всегда были в английских церковных хорах, для них писал Пёрселл 300 лет назад, и именно в Англии в середине ХХ века началось второе пришествие контртеноров в лице Альфреда Деллера.
У Дэвиса очень приятный, легкий и ровный во всех регистрах голос, он поёт «умно», технично и тонко. Его конёк в настоящее время — оперы современных композиторов, но лучший материал для контртеноров — это всё же барочная музыка.
Ария «Agnus Dei» из Мессы Баха си минор.
4. Эмануэль Ценчич. Австрия
Эмануэль Ценчич (он хорват по происхождению) занимается вокалом всю жизнь с раннего детства. В интернете можно найти ролики, запечатлевшие его выступления на сцене, начиная с 7 лет.
Стихия этого контртенора — бравурные арии. Его голос и манера — на любителя, но сейчас он один из самых популярных исполнителей генделевского репертуара.
Здесь он поёт арию «Tutto appoggio il mio disgno» из оперы «Камбиз» Алессандро Скарлатти
5. Франко Фаджоли. Аргентина
Молодой и популярный контртенор с большим диапазоном голоса и специфической техникой. Кроме обязательной для любого контртенора музыки эпохи барокко, он ещё специалист в исполнении Россини.
Это сцена из оперы Леонардо Винчи (не путать с художником) «Артаксеркс».
6. Кристоф Дюмо. Франция
Молодой и очень одарённый контртенор. Ровный, идеально выстроенный голос, великолепная, совершенно свободная техника, незаурядный артистизм — в нём всё прекрасно. Его стихия, конечно, оперная сцена, и тут он стабильно блестящ.
Дюмо очень стремительно начал свою карьеру и так же быстро идёт по восходящей сейчас.
Здесь он в опере Пёрселла «Королева индейцев». Это нашумевшая пермская постановка Теодора Курентзиса и Питера Селларса, получившая в 2013 году несколько престижных премий.