Ян Ван Эйк. Поющие ангелы

1. А капелла (a capella )

Это слово обозначает пение без инструментального сопровождения. Хоровое, сольное, ансамблевое – это не имеет значения. Чаще встречается выражение “хор а капелла”. Обратите внимание: можно сказать “акапельное пение”. В этом прилагательном “а” будет писаться слитно.

Без сопровождения – не значит, хуже, чем с сопровождением. Иногда даже лучше. Ничего нет красивее чистого и согласного пения. Акапельно раньше пели в католической церкви и до сих пор в православной. Ангелы тоже поют акапельно)

Сейчас много акапельных ансамблей и хоров, это модно. В Культшпаргалке есть маленькая подборка хорошей музыки на эту тему – здесь.

2. Камерный оркестр

Слово “камерный” означает небольшой. “Камера” с итальянского – “комната”. Камерный оркестр – это такой “карманный”, усечённый вариант симфонического оркестра. В нём только струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) и иногда парочка каких-нибудь ещё инструментов: клавесин или гобой с флейтой.

Если на афише написано ” камерный оркестр”, то скорее всего, в программе будет музыка барокко. Потому что вся оркестровая музыка 17-18 веков – Вивальди, Бах – писалась именно для таких оркестров. Собственно, тогда других и не было.

3. Мажор и минор

Перевод этих слов с латинского мало что проясняет: “больший” и “меньший” соответственно. Мажор и минор – это уровень молекулярного строения музыки, её основополагающие системные элементы, но мы не будем копать так глубоко. Обычно мажор ассоциируется с улыбающимся смайликом, а минор – с печальным. Это как свет и тень в музыке – два основных колорита.

По тому, насколько часто используется в национальной культуре мажор или минор, можно судить о психотипе нации. Например, для музыки западной Европы более характерен мажор. Попробуйте найти у немцев хоть одну минорную песню! Всё в мажоре. А русская стихия – минор. У нас даже “весёлые” песни звучат в миноре.

Припев задорной “Калинки-малинки”, “Катюша”, “Пусть бегут неуклюже” (где Гена “весёлый такой”) – всё в миноре. “Не надо печалиться! – призывали Самоцветы в 70-е годы. – Вся жизнь впереди! Вся жизнь впереди, надейся и жди”. Этот гимн сомнительного оптимизма тоже звучит в унылом миноре. Нас хлебом не корми, а дай попечалиться. Такая минорная нация.

4. Соната

Это слово обозначает произведение для одного инструмента с аккомпанементом или без. Например: соната для фортепиано, или соната для скрипки и фортепиано. Переводится это слово как “звучание”.

Если в концерте объявили сонату, надо быть готовым к тому, что придётся выслушать не одну, а три части: сначала будет быстрая, потом медленная, потом опять быстрая. Таков закон этого жанра. Правда, иногда он нарушается: Бетховен начинает свою Лунную сонату медленной частью.

5. Полифония

Все люди ставят в этом слове ударение на последнее “и” (полифонИя), а музыканты говорят по-своему: полифОния. Как моряки “компАс” и “МурмАнск”.

Это слово буквально означает многоголосие. Полифония – это особая техника сочетания голосов в музыке, довольно сложная. Не просто мелодия и аккмпанемент, а такое хитрое переплетение отдельных мелодических линий, которое можно сравнить с техникой макраме – плетения из верёвочек. Пример: один певец затягивает мелодию “Во поле берёза стояла”. Другой вступает с той же мелодией чуть позже, третий – ещё чуть позже, и каждый держит свою линию, не сбивается. Это будет полифония, только один из её видов.

Но это самый простой пример, а вообще, полифония – это целая наука и самые высокие технологии в композиторском ремесле, которыми прекрасно владели мастера 16-17 веков. Самый грандиозный полифонист – Бах. После него полифония вышла из моды. Люди захотели чего-то попроще.

Если вы слышите слова “фуга”, “инвенция”, “канон” – значит, речь идёт о полифонической музыке.

6. Прелюдия

Прелюдия означает “вступление”. Но эту функцию она давно утратила, и, начиная с 19 века, используется как маленькая пьеса в свободной форме с универсальным содержанием. Чаще всего это как бы такой лирический экспромт. Больше всего прелюдий написано для фортепиано.

Вот самая известная – очень грустная ми минорная прелюдия Шопена в исполнении победителя последнего конкурса Чайковского Даниила Трифонова.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here