Ян Ван Эйк. Поющие ангелы

1. А капелла (a capella )

Это слово обозначает пение без инструментального сопровождения. Хоровое, сольное, ансамблевое — это не имеет значения. Чаще встречается выражение «хор а капелла». Обратите внимание: можно сказать «акапельное пение». В этом прилагательном «а» будет писаться слитно.

Без сопровождения — не значит, хуже, чем с сопровождением. Иногда даже лучше. Ничего нет красивее чистого и согласного пения. Акапельно раньше пели в католической церкви и до сих пор в православной. Ангелы тоже поют акапельно)

Сейчас много акапельных ансамблей и хоров, это модно. В Культшпаргалке есть маленькая подборка хорошей музыки на эту тему — здесь.

2. Камерный оркестр

Слово «камерный» означает небольшой. «Камера» с итальянского — «комната». Камерный оркестр — это такой «карманный», усечённый вариант симфонического оркестра. В нём только струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) и иногда парочка каких-нибудь ещё инструментов: клавесин или гобой с флейтой.

Если на афише написано » камерный оркестр», то скорее всего, в программе будет музыка барокко. Потому что вся оркестровая музыка 17-18 веков — Вивальди, Бах — писалась именно для таких оркестров. Собственно, тогда других и не было.

3. Мажор и минор

Перевод этих слов с латинского мало что проясняет: «больший» и «меньший» соответственно. Мажор и минор — это уровень молекулярного строения музыки, её основополагающие системные элементы, но мы не будем копать так глубоко. Обычно мажор ассоциируется с улыбающимся смайликом, а минор — с печальным. Это как свет и тень в музыке — два основных колорита.

По тому, насколько часто используется в национальной культуре мажор или минор, можно судить о психотипе нации. Например, для музыки западной Европы более характерен мажор. Попробуйте найти у немцев хоть одну минорную песню! Всё в мажоре. А русская стихия — минор. У нас даже «весёлые» песни звучат в миноре.

Припев задорной «Калинки-малинки», «Катюша», «Пусть бегут неуклюже» (где Гена «весёлый такой») — всё в миноре. «Не надо печалиться! — призывали Самоцветы в 70-е годы. — Вся жизнь впереди! Вся жизнь впереди, надейся и жди». Этот гимн сомнительного оптимизма тоже звучит в унылом миноре. Нас хлебом не корми, а дай попечалиться. Такая минорная нация.

4. Соната

Это слово обозначает произведение для одного инструмента с аккомпанементом или без. Например: соната для фортепиано, или соната для скрипки и фортепиано. Переводится это слово как «звучание».

Если в концерте объявили сонату, надо быть готовым к тому, что придётся выслушать не одну, а три части: сначала будет быстрая, потом медленная, потом опять быстрая. Таков закон этого жанра. Правда, иногда он нарушается: Бетховен начинает свою Лунную сонату медленной частью.

5. Полифония

Все люди ставят в этом слове ударение на последнее «и» (полифонИя), а музыканты говорят по-своему: полифОния. Как моряки «компАс» и «МурмАнск».

Это слово буквально означает многоголосие. Полифония — это особая техника сочетания голосов в музыке, довольно сложная. Не просто мелодия и аккмпанемент, а такое хитрое переплетение отдельных мелодических линий, которое можно сравнить с техникой макраме — плетения из верёвочек. Пример: один певец затягивает мелодию «Во поле берёза стояла». Другой вступает с той же мелодией чуть позже, третий — ещё чуть позже, и каждый держит свою линию, не сбивается. Это будет полифония, только один из её видов.

Но это самый простой пример, а вообще, полифония — это целая наука и самые высокие технологии в композиторском ремесле, которыми прекрасно владели мастера 16-17 веков. Самый грандиозный полифонист — Бах. После него полифония вышла из моды. Люди захотели чего-то попроще.

Если вы слышите слова «фуга», «инвенция», «канон» — значит, речь идёт о полифонической музыке.

6. Прелюдия

Прелюдия означает «вступление». Но эту функцию она давно утратила, и, начиная с 19 века, используется как маленькая пьеса в свободной форме с универсальным содержанием. Чаще всего это как бы такой лирический экспромт. Больше всего прелюдий написано для фортепиано.

Вот самая известная — очень грустная ми минорная прелюдия Шопена в исполнении победителя последнего конкурса Чайковского Даниила Трифонова.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here