Когда ребёнок выходит из детсадовского возраста, и родители решают для себя вопрос, чем его занять дальше, вариант отдать его в музыкальную школу приходит в голову многим.

Но в большинстве случаев родителей останавливают соображения, вроде следующих: «это ж инструмент надо покупать!», «да зачем ему, все равно музыкантом не будет» или «вон у Петровых девочка семь лет отучилась, и потом ни разу скрипку в руки не взяла», плюс ещё долгосрочная перспектива серьёзных учебных нагрузок в дополнение к школе. В итоге идея отклоняется как неконструктивная.

И это грубейшая родительская ошибка из разряда упущенных возможностей.

Потому что музыкальная школа — это нам всем большой бесплатный подарок на память от СССР. И отказываться от него, мягко говоря, не очень разумно.

Чтобы это оценить, надо посмотреть, как учатся дети музыке в других странах.

💰 Чему там учат и сколько они платят?

В любой из западных стран обучение ребёнка музыке — это личная проблема родителей и всегда серьёзные финансовые затраты.

Вы должны будете сами найти частного преподавателя (и попробуйте ещё как-то понять, какова его квалификация). Или определить ребёнка в одну из платных школ (везде они называются по-разному, например, во Франции — консерватории).

Эти школы совершенно разные, и программы в них разные, единой системы нет нигде. Естественно, они практически никем не контролируются. Даже те, в которых есть государственные дотации (как в Германии и Австрии), которые, кстати, с каждым годом сокращаются.

Ваш ребёнок получит в такой школе 30-45 минут игры на инструменте в неделю. Как правило, это всё. При этом в общественных музыкальных школах распространена практика парных или групповых занятий. То есть пока один сидит за инструментом с педагогом, другой… занимается чем-нибудь ещё. Но платят оба равные суммы.

Теория музыки — сольфеджио — считается необязательной роскошью и сводится к минимуму. Иногда это буквально несколько часов перед экзаменом. Музыкальной литературы, где дети что-то узнают о великих композиторах и слушают мировые шедевры, нет вовсе.

Наши российские музыканты, которые там работают, хватаются за голову. Потому что дети в пятом классе играют, как во втором, домашними заданиями их вообще напрягать не принято, а на выпуске они не имеют представления, кто такой Рахманинов и Шуберт.

Посмотрим, каких денег стоят такие результаты.

Цены в среднем за один урок частного преподавателя в 45 минут:

30-35 фунтов в Англии, 70-80 евро в Германии или Франции. Хотя можно найти и студента за гораздо меньшие деньги.

В общественной немецкой школе 700-1000 евро в год (это один урок специального инструмента в неделю).

Это цены преподавателей среднего уровня. Профессионалы высокого класса, конечно, стоят намного дороже.

Что-то более серьёзное (спецшколы) начинается уже на предпрофессиональном уровне, в том случае, если ваш ребёнок проявил выдающиеся способности и вы его хорошо подготовили частным образом. Естественно, обучение в этим спецшколах — это тоже немалые, мягко говоря, деньги.

🎹 А что у нас?

Формально обучение в ДМШ у нас бесплатное, плата вносится родителями на условиях добровольного пожертвования. Это примерно 500-600 рублей, в разных школах по-разному.

За эти деньги ваш ребёнок получит в неделю как минимум: 2 индивидуальных урока игры на основном инструменте, 1 урок сольфеджио, 1 музыкальной литературы, 1 ансамбля (игра в четыре руки), 1 час пения в хоре. Или другой набор, зависящий от отделения. Например, если он учится на флейте, то ему ещё положен час фортепиано и час игры в оркестре. Это примерно 20-30 рублей за урок.

Итого, за ГОД такого обучения вы заплатите примерно 100 евро (в евро — чтобы сравнение было наглядным), то есть стоимость МЕСЯЦА занятий в школе (один предмет) или ДВУХ УРОКОВ у частного преподавателя в европейских странах. В случае, если вы ничего школе не жертвуете, обучение ничего вам не будет стоить.

При этом квалификация преподавателей у нас сейчас довольно высокая. В больших городах, как правило, многие из них имеют консерваторские дипломы. Программы продуманы специалистами, работает система государственного контроля.

🎻Зачем всё это нужно?

Конечно, если цель в том, чтобы ваша дочурка смогла сыграть на пианино вашу любимую песню под настроение — и только, всё это вам не нужно и даром. Заплáтите специально обученному человеку, и он за несколько уроков научит её нажимать нужными пальцами на нужные клавиши без всякого сольфеджио, музлитературы и далеко идущих культурных последствий (кстати, подобные платные услуги сейчас оказывает практически любая музыкальная школа).

Но если цель — духовное и интеллектуальное развитие ребёнка, то наша отечественная детская музыкальная школа — это ваш прекрасный шанс за смешные деньги.

Даже если после музыкальной школы ваш ребёнок забросит свой кларнет на шкаф и ни разу потом не прикоснётся к инструменту, он всё равно получит там очень много. К сожалению, это не многим родителям дано осознать.

👉🏻 О том, что даёт ребёнку музыкальная школа.

Конечно, на Западе есть другие факторы музыкального развития детей, которых нет у нас: в некоторых странах неплохо налажено обучение детей музыке в рамках общеобразовательной школы, там почти везде очень развито ансамблевое любительское музицирование. Всё это, плюс веками сложившиеся культурные традиции в целом, держит довольно хороший общий уровень музыкального развития. У нас в среднем по стране далеко не так радужно.

В наших школах есть много проблем всякого рода, и тяжёлых, и 👉🏻 не очень. К тому же в очень хорошие школы не так просто поступить. Да и 👉🏻учиться непросто.

Но факт того, что наши дети имеют возможность получения очень хорошего дополнительного образования за условные деньги мы должны осознавать и ценить.

Ведь чем больше музыки в жизни ребенка, тем он счастливее.

Поделиться:

9 КОММЕНТАРИИ

  1. К сожалению, мои родители так и поступили. Я очень сожалею о том, что не учился в музыкальной школе. Осознание «потери» ко мне пришло уже лет в 16. Очень жаль!!!

  2. Ничего, в любом возрасте можно начать. Сейчас есть платные классы для взрослых. У меня есть знакомые, которые отвели детей в музыкальную школу, а потом и сами записались) Один на скрипке учится, другая на фортепиано.

  3. Музыкальная школа даже для общего развития кругозора и вкуса — шикарная вещь.

  4. Музыкальная школа дает очень много, это заметно когда рядом ребенок который не учился и который учился. Наполняемость духовная очень разная…..дисциплина, уважение к педагогу, порядок мыслей, режим это все потом пригодится в жизни.сейчас родители слабые, быстро сдаются, в наше время родители были более требовательный, часто вставали на сторону преподавателя, следовательно и результат был!!!!!!!

  5. Все верно . Сын закончил музыкалку в Москве ,а внук ходит в муз. Школу в Вене . Можно сравнить. Урок ведут подрабатывающие молодые музыканты . Музлитературы ,хора , сольфеджио нет . Сын нанял репетитора по сольфеджио ,учитель этим не занимается . Многие дети ноты не знают . В начальной школе урока по музыке тоже нет .

  6. Очень правильная тема! Я закончила ДМШ по классу фортепиано 7 лет+подготовительный класс. Играю до сих пор, выступаю на сцене как самодеятельная певица, играла в оркестре РНИ на гуслях, постоянно хожу в филармонию. Все мои три подружки из двора учились в музыкалке, одна стала профессионалом, закончила консерваторию как пианистка и работает концертмейстером. А вот в институте из всего потока 90 человек всего трое были с ДМШ. И это сказывалось — на уровне разговоров, интересов, проведения досуга. Сын с абсолютным слухом успешно закончил ДМШ по классу скрипки, музыкантом не стал, но играет со своими друзьями на сцене до сих пор. И вот как-то он мне сказал, что главным предметом в музыкальной школе должно быть «слушание музыки». Натаскивание по специальности ничего общего не имеет с любовью к музыке. Иногда такие «спортсмены от музыки» — лауреаты местечковых конкурсов не хотят знать никакой другой музыки, кругозор музыкальный примитивненький. Тема детских конкурсов — тоже интересная и неоднозначная, напишите про это, пожалуйста!

  7. К моему великому сожалению , родители отдали меня в детстве не в ДМШ, а в музыкальную студию. Там научили только нотной грамоте — самой элементарной , да нажимать на клавиши. Т.е. образования никакого , зато время потрачено зря.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here