музыка о войне
П.Рубенс. Гибель Публия Деция Муса.

Война как натура для литературы и живописи всегда была актуальной. Музыка освоила эту тему гораздо позднее, только к концу 16 века.

🟤 Уильям Бёрд. “Трубачи” из сюиты для вёрджинела “Битва” (1591)

Вёрджинел – это английское название клавесина.

Казалось бы, война и клавесин не пересекаются ни в одной точке. Но ещё в 16 веке английский вёрджиналист Уильям Бёрд написал целую военную эпопею под названием “Битва”. Тут и пехота, и кавалерия, и ирландцы с волынками, и атака, и отступление, и победа.

Всё это, конечно, понарошку и с учётом изысканного английского вкуса, потому что предназначалась эта музыка для нежных пальчиков некоей леди Элизабет Невилл. Ей Бёрд посвятил свою “Битву”.

⭐ Были ли когда-нибудь в Англии великие композиторы?

Вот одна пьеска из сюиты. Она называется “Трубачи”. По ней можно судить о том, как звучали боевые сигналы труб и барабанов во время военных сражений в 16 веке.

Война – не война, а светская музыка в эпоху барокко всегда должна была соответствовать нормам приятного досуга. Поэтому музыкальные баталии были больше похожи на игру в солдатики с пиф-паф перестрелками.

🔴 Генрих фон Бибер. “Баталия” (1673)

Генрих фон Бибер – легенда скрипичной музыки, виртуоз и очень крупный австрийский композитор. Его “Баталия” – это довольно весёлая сюита на сюжет из солдатской жизни.

В её восьми частях мушкетёры последовательно танцуют, пьют, громко поют одновременно пять разных песен, снова танцуют, потом бодрым маршем идут на войну и сражаются в битве (с кем – не уточняется). В конце раненый мушкетёр жалуется на судьбу.

В седьмой части, где описывается бой, изобретательный Бибер придумал оригинальный приём: два виолончелиста откладывают смычки в сторону и “стреляют” друг в друга, резко дёргая струну. Звук получается очень похожим на мушкетный.

Ещё забавная пьеска Бибера на кошачью тему 👇

⭐ Пять классических пьес о кошках

🟠Георг Фридрих Гендель. “Битва” из оперы “Ринальдо” (1713)

Эта батальная пьеса звучит в самом конце оперы (её первой редакции). Французский рыцарь Готфрид Бульонский – предводитель крестоносцев – ведёт свои войска с трубами и барабанами в решающий победный бой за освобождение христианских святынь из мусульманского плена.

Все подробности страшной резни в Иерусалиме 1099 года (первый крестовый поход), естественно, остаются за кадром.

В 19 веке музыкальные битвы выглядят уже более масштабно и вполне натуралистично.

🟤Людвиг ван Бетховен. “Битва при Витории” (1813)

В этом сражении британо-испано-португальская военная коалиция разгромила франко-испанскую армию брата Наполеона – Жозефа.

Эта симфоническая пьеса – настоящий музыкальный блокбастер с оркестровыми спецэффектами: трещотками, изображающими ружейную пальбу, и большим барабаном в роли артиллерийских орудий.

По какому поводу Бетховен написал эту необыкновенную музыку, и что за этим последовало, читайте здесь 👇

⭐ Забытая музыка Бетховена, которую, если услышишь – не забудешь

🟣 Россини. Финал увертюры к опере “Вильгельм Телль” (1829)

Искромётный кавалерийский галоп из увертюры в “Вильгельму Теллю” – это атака восставших швейцарцев. С первого звука ясно, что победа будет за нашими за швейцарскими патриотами, а любые поработители сбегут, теряя пушки ( в данном случае враг – это австрийцы).

Под этот галоп Россини закончил свою блистательную оперную карьеру и удалился на покой. Ему было всего лишь 37. Подробнее – читайте здесь 👇

⭐ Что нужно знать о Джоаккино Россини

🟢 Николай Андреевич Римский-Корсаков. “Сеча при Керженце” (1904)

“Сеча при Керженце” – знаменитый оркестровый эпизод из оперы Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. Он не только украшает этот поздний шедевр композитора, но замещает собой важный момент сюжета, который невозможно показать на сцене: схватку не на жизнь, а на смерть защитников Китежа с татарами.

Сначала приближающийся топот татарской конницы, а потом вступает русская тема. Она чередуется с мрачным, как туча, татарским мотивом.

В 20 веке, породившем две мировые войны, помпезный героизм батальных сцен в музыке стал уже неуместным. Этот жанр приобретает трагический характер и постепенно перемещается в кинематограф и компьютерные игры. В концертной практике остались, пожалуй, только эти два сочинения наших советских классиков.

🔵 Сергей Сергеевич Прокофьев. “Ледовое побоище” из кантаты “Александр Невский” (1940)

К середине 20 века музыка накопила такой арсенал выразительных средств, что, кажется, уже перегнала не только батальную живопись, но и кинематограф. По крайней мере, кадры старого фильма Сергея Эйзенштейна “Александр Невский” выглядят как-то бледновато по сравнению с этой потрясающей музыкой (она была специально написана для этого фильма, а позже вошла в одноимённую кантату).

В самом начале – дрожащий от напряжения воздух и карканье воронов – вестников смерти. Потом еле слышный звук боевой трубы ливонских крестоносцев, а дальше – начинается… Немцы с псалмами, наши со скоморохами – гремучая смесь.

И ещё 👇

⭐ Шесть фрагментов из музыки Прокофьева, которые убедят вас в том, что ритм – это страшная сила

Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Седьмая симфония, “Эпизод нашествия” из 1 части (1941)

Знаменитый “эпизод нашествия” – середина первой части – написан по схеме Болеро Равеля (вариации на тему с постепенным усилением динамики), и Шостакович заранее знал, что ему будут ставить это в упрёк. Но схема – это только схема, Шостакович наполнил её новым смыслом.

Примитивный механический завод основной темы на наших глазах раскручивается в страшную машину уничтожения с натуралистическим скрежетом танковой армады.

Дмитрий Шостакович написал это в 35 лет, в первые месяцы войны.

⭐ Три мелодии Шостаковича, ставшие символами советской эпохи

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here