Война как натура для литературы и живописи всегда была актуальной. Музыка освоила эту тему гораздо позднее, только к концу 16 века.
🟤 Уильям Бёрд. «Трубачи» из сюиты для вёрджинела «Битва» (1591)
Вёрджинел — это английское название клавесина.
Казалось бы, война и клавесин не пересекаются ни в одной точке. Но ещё в 16 веке английский вёрджиналист Уильям Бёрд написал целую военную эпопею под названием «Битва». Тут и пехота, и кавалерия, и ирландцы с волынками, и атака, и отступление, и победа.
Всё это, конечно, понарошку и с учётом изысканного английского вкуса, потому что предназначалась эта музыка для нежных пальчиков некоей леди Элизабет Невилл. Ей Бёрд посвятил свою «Битву».
⭐ Были ли когда-нибудь в Англии великие композиторы?
Вот одна пьеска из сюиты. Она называется «Трубачи». По ней можно судить о том, как звучали боевые сигналы труб и барабанов во время военных сражений в 16 веке.
Война — не война, а светская музыка в эпоху барокко всегда должна была соответствовать нормам приятного досуга. Поэтому музыкальные баталии были больше похожи на игру в солдатики с пиф-паф перестрелками.
🔴 Генрих фон Бибер. «Баталия» (1673)
Генрих фон Бибер — легенда скрипичной музыки, виртуоз и очень крупный австрийский композитор. Его «Баталия» — это довольно весёлая сюита на сюжет из солдатской жизни.
В её восьми частях мушкетёры последовательно танцуют, пьют, громко поют одновременно пять разных песен, снова танцуют, потом бодрым маршем идут на войну и сражаются в битве (с кем — не уточняется). В конце раненый мушкетёр жалуется на судьбу.
В седьмой части, где описывается бой, изобретательный Бибер придумал оригинальный приём: два виолончелиста откладывают смычки в сторону и «стреляют» друг в друга, резко дёргая струну. Звук получается очень похожим на мушкетный.
Ещё забавная пьеска Бибера на кошачью тему 👇
⭐ Пять классических пьес о кошках
🟠Георг Фридрих Гендель. «Битва» из оперы «Ринальдо» (1713)
Эта батальная пьеса звучит в самом конце оперы (её первой редакции). Французский рыцарь Готфрид Бульонский — предводитель крестоносцев — ведёт свои войска с трубами и барабанами в решающий победный бой за освобождение христианских святынь из мусульманского плена.
Все подробности страшной резни в Иерусалиме 1099 года (первый крестовый поход), естественно, остаются за кадром.
В 19 веке музыкальные битвы выглядят уже более масштабно и вполне натуралистично.
🟤Людвиг ван Бетховен. «Битва при Витории» (1813)
В этом сражении британо-испано-португальская военная коалиция разгромила франко-испанскую армию брата Наполеона — Жозефа.
Эта симфоническая пьеса — настоящий музыкальный блокбастер с оркестровыми спецэффектами: трещотками, изображающими ружейную пальбу, и большим барабаном в роли артиллерийских орудий.
По какому поводу Бетховен написал эту необыкновенную музыку, и что за этим последовало, читайте здесь 👇
⭐ Забытая музыка Бетховена, которую, если услышишь – не забудешь
🟣 Россини. Финал увертюры к опере «Вильгельм Телль» (1829)
Искромётный кавалерийский галоп из увертюры в «Вильгельму Теллю» — это атака восставших швейцарцев. С первого звука ясно, что победа будет за нашими за швейцарскими патриотами, а любые поработители сбегут, теряя пушки ( в данном случае враг — это австрийцы).
Под этот галоп Россини закончил свою блистательную оперную карьеру и удалился на покой. Ему было всего лишь 37. Подробнее — читайте здесь 👇
⭐ Что нужно знать о Джоаккино Россини
🟢 Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце» (1904)
«Сеча при Керженце» — знаменитый оркестровый эпизод из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Он не только украшает этот поздний шедевр композитора, но замещает собой важный момент сюжета, который невозможно показать на сцене: схватку не на жизнь, а на смерть защитников Китежа с татарами.
Сначала приближающийся топот татарской конницы, а потом вступает русская тема. Она чередуется с мрачным, как туча, татарским мотивом.
В 20 веке, породившем две мировые войны, помпезный героизм батальных сцен в музыке стал уже неуместным. Этот жанр приобретает трагический характер и постепенно перемещается в кинематограф и компьютерные игры. В концертной практике остались, пожалуй, только эти два сочинения наших советских классиков.
🔵 Сергей Сергеевич Прокофьев. «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский» (1939)
К середине 20 века музыка накопила такой арсенал выразительных средств, что, кажется, уже перегнала не только батальную живопись, но и кинематограф. По крайней мере, кадры старого фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» выглядят как-то бледновато по сравнению с этой потрясающей музыкой (она была специально написана для этого фильма, а позже вошла в одноимённую кантату).
В самом начале — дрожащий от напряжения воздух и карканье воронов — вестников смерти. Потом еле слышный звук боевой трубы ливонских крестоносцев, а дальше — начинается… Немцы с псалмами, наши со скоморохами — гремучая смесь.
И ещё 👇
⭐ Шесть фрагментов из музыки Прокофьева, которые убедят вас в том, что ритм – это страшная сила
⚫Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Седьмая симфония, «Эпизод нашествия» из 1 части (1941)
Знаменитый «эпизод нашествия» — середина первой части — написан по схеме Болеро Равеля (вариации на тему с постепенным усилением динамики), и Шостакович заранее знал, что ему будут ставить это в упрёк. Но схема — это только схема, Шостакович наполнил её новым смыслом.
Примитивный механический завод основной темы на наших глазах раскручивается в страшную машину уничтожения с натуралистическим скрежетом танковой армады.
Дмитрий Шостакович написал это в 35 лет, в первые месяцы войны.
⭐ Три мелодии Шостаковича, ставшие символами советской эпохи