La Diva — означает «звезда», «богиня». В наше время беспощадного пиара это понятие вышло в тираж, и теперь если пересчитать всех оперных певиц, которых называют «дивами», их окажется пару десятков наверняка. Это потому, что люди не знают, что такое настоящая дива.

Настоящая дива — это огромный талант, неповторимый индивидуальный стиль, харизматичная личность, интеллект и королевское достоинство.

Каллас, конечно, дива. Хотя это вовсе не означает её идеальности. Последняя треть её карьеры прошла по наклонной. Она теряла голос и никак не могла в это поверить. Типичная картина для людей, привыкших к огромной славе. Но её пение в лучшие годы — это бриллианты оперного вокала. Например, вот эти три.

1. Ария Виолетты из 1 действия «Травиаты» Джузеппе Верди

Тут надо понимать, кто такая Виолетта.

Она — прелестное и несчастное чахоточное создание, которое продаёт свое тело за хорошие деньги, имитируя при этом невыносимую легкость бытия. И в этом ритме непрерывного вальса она приближается к смерти. При том она, как отважный солдат на войне, держит свои страхи при себе, знает все риски и готова к ним.

Подробнее о сюжете «Травиаты» — здесь.

Когда вы слышите первые звуки голоса Каллас, вам всё это уже понятно: Виолетта — трагическая фигура. У Марии Каллас от природы очень своеобразный — печальный, как будто чуть надломленный тембр.

Трудно понять, чем он так завораживает. Возможно, специфическим вибрато (это такое легкое естественное «дрожание» голоса, делающее его живым) или этой легкой «горчинкой» печали.

В этой арии две части. Первая (с 1.29) — это смесь тоски и призрачной, надежды, что кто-то может полюбить её душу, а не тело («Не ты ли мне в тиши ночной в сладких мечтах являлся?»).

А вторая (кабалетта с 5.25) — это приказ самой себе не мечтать о невозможном, попытка искусственной бравадой заглушить в себе эту предательскую слабость («Быть свободной, быть беспечной, в вихре света мчаться вечно!»)

Даже хорошо, что нет видео этой арии. Мимика и жестикуляция, на которой выезжают многие сопрано в этой арии, Каллас совершенно не нужна. Она рисует свою роль голосом, а не просто красиво и технично поёт. Это высший пилотаж.

2. Кабалетта из арии Амины — 1 действие оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула»

Амина (приёмная дочь деревенской мельничихи) выходит замуж за любимого Эльвино. Впереди её ждут довольно неприятные приключения, но пока она абсолютно счастлива и поёт о том, как бьётся от любви её сердечко.

Кабалетта — это виртуозный заключительный раздел её арии. Здесь Каллас блещет своими колоратурами. Нет, не блещет, это было бы слишком вульгарно. Каллас — дива, настоящая леди вокала, она ничего не делает напоказ. В её голосе — легкость и игривость счастливой птицы, для которой петь — это всё равно что дышать.

3. Каватина Розины из 1 действия «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини

Как жалко, что осталось очень мало хороших видео с полноценной звуковой дорожкой. Но здесь можно полюбоваться на породистую, графическую красоту Каллас, на то, как она просто расцветает в этих волнах обожания публики (какой-то особенно рьяный фанат смешно сорвался со своим «брава» раньше времени).

Розина поёт о том, как она влюблена в красавчика Линдора, и как она мягко и изящно скрутит в бараний рог своего злобного опекуна, если он посмеет встать на их пути.

Голос Каллас не очень сильный и ровный от природы, но он так красиво и мудро выстроен, что всё в нём звучит чарующе — и низы и верхние ноты. Всё на своём месте, всё удобно, как у умной и аккуратной хозяйки, всё легко, точно и потрясающе музыкально.

Без жестов, одними глазами и притворно очаровательной улыбкой она показывает нам эту хитрую бестию Розину. Этим своим фирменным стальной чеканки «ma!» («но! обижать себя я не позволю!») она наносит всем своим возможным врагам смертельный удар.

Поделиться:

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here