После своей смерти Вивальди был практически забыт на двести лет. И если его инструментальные концерты ещё исполнялись иногда, то оперы (их несколько десятков) всё это время пролежали на пыльных полках итальянских, французских и немецких библиотек и архивов.
Даже когда Вивальди был заново открыт в 20 веке (ссылка на эту историю внизу), и началась буквально «вивальдимания» на почве всеобщей любви к «Временам года», его оперы всё ещё оставались terra incognita.
Причин было две: во-первых, их сюжеты морально устарели и плохо стыковались с современным сознанием. И во-вторых, их просто некому было петь. Опера эпохи барокко требовала особой вокальной подготовки.
Только в 21 веке вокалисты освоили все премудрости барочного вокала. Партии, написанные для кастратов, выучили контратеноры, сопрано и меццо, и оперный Вивальди открылся публике во всей красе своего великолепного мелодического дара.
Вот три его совершенно прекрасные арии о любви.
1. Ария Анастасия «Vedrò con mio diletto» из оперы «Il Giustino».
Это ария византийского императора Анастасия из оперы Вивальди «Джустино», обращённая к любимой супруге Ариадне.
Не удивляйтесь, что император поёт практически женским голосом: идеалом вокальной красоты в те времена были исключительно высокие голоса, мужские партии чаще всего пели кастраты.
«Когда я вижу мою любимую — свет очей моих — душа наполняется радостью! Но когда она далеко от меня, я не могу удержаться от вздохов и стенаний.»
Якуб Орлинский.
2. Ария «Ah, ch’infelice sempre» из кантаты «Cessate, omai cessate»
Небольшая сольная кантата посвящена теме разлуки и несчастной любви.Эта ария написана для альта, и поётся она от лица мужчины, страдающий по какой-то неизвестной Дорилле.
«Ах, несчастным навек меня хочет оставить Дорилла! Жестокая, она доводит меня до слёз.
Нет для меня утешения, нет больше надежды. В страданиях и боли утешить может лишь смерть!
О, когда она далеко от меня, как я могу удержаться от вздохов и стенаний!»
Андреас Шолль
3. Ария Персея «Sovvente il sole» из оперы-пастиччо «Освобождённая Андромеда»
Опера-пастиччо — это опера, сделанная способом сборки из арий и дуэтов разных композиторов (популярный жанр эпохи, ещё не знающей авторского права).
Кому конкретно принадлежат другие арии из этой оперы, пока что не установлено, но эта — точно написана Вивальди.
«Солнце сияет в небе особенно ярко после того, как ветер унесет тучи.
Морская гладь бывает такой тихой и безмятежной только после шторма».
Натали Штуцман
Вот 👉здесь можно послушать ещё одну довольно редкую и очень красивую лирическую арию Вивальди в исполнении Симоны Кермес.
Ещё на эту тему:
👉«Что нужно знать об Антонио Вивальди?»
👉«Три самые прекрасные библейские арии Вивальди»
👉«Как возрождали Вивальди в ХХ веке»
Особое спасибо за Натали Штуцман!