Ещё на цыганскую тему вдогонку к посту о цыганских романсах
1. Маришка Вереш — звезда рок-н-ролла
Кто не знает бессмертную песню «Шизгаре»(«Venus») голландской группы Shocking Blue? Её спела венгерская цыганка по отцу Маришка Вереш.
Кстати, это не оригинальная песня Shocking Blue. За несколько лет до этого её пело трио The Big 3 с другими словами. Но такого эффекта, как Shocking Blue, они не добились. Конечно, всё дело в Маришке. Тембр её голоса вступал в какой-то мистический резонанс с музыкой и ритмом.
Маришка умерла в 2006 году от рака. Она спела ещё несколько успешных песен, но так и осталась звездой «Шизгаре».
2. Жан (Джанго) Райнхардт — звезда цыганского джаза.
Этот талантливый парень из семьи кочевых бельгийских цыган основал новый стиль в джазе ещё до Второй мировой войны (кстати, он вообще первый из европейских музыкантов повлиял на развитие американского джаза). Стиль называется «джаз-мануш» (мануш — это название франкоязычных цыган). Он основан на звучании главных цыганских инструментов — гитары и скрипки. Некоторые композиции Райхарда стали джазовыми стандартами.
Его биография заслуживает байопика серий на двадцать.
Жил в таборе, с детства зарабатывал игрой на банджо и скрипке. В 18 лет едва не погиб в загоревшейся кибитке и остался инвалидом с покалеченной ногой и двумя парализованными пальцами на левой руке. Не знал нот, не умел читать и писать.
С такими, прямо скажем — минусовыми исходными данными он стал виртуозом-гитаристом и основал своё (цыганское) направление в джазе.
Во время Второй мировой он чудом уцелел в оккупированной нацистами Франции (в условиях геноцида цыган).
Джанго — самородок и настоящий герой цыганского народа.
Вот одна из его композиций. На гитарном грифе он играет всего двумя пальцами.
3. Дьёрдь Циффра — звезда фортепиано.
Циффра — легендарный пианист-виртуоз, один из крупнейших в 20 веке.
Он, как и Рейнхардт, он поднялся с самого дна и прошёл жестокую школу жизни, прежде чем достичь мирового успеха.
Родился в очень бедной семье венгерских цыган, зарабатывавших на жизнь музыкой. Работал с пяти лет: ездил по Венгрии с цирком-шапито, удивляя публику тем, что моментально подбирал на фортепиано любую напетую мелодию и тут же сочинял импровизацию на неё. Потерял отца и сестру — они умерли от голода.
В 9 лет за совершенно выдающиеся способности его берут в Будапештскую академию музыки. Он занимается у ученика Листа, а ночами играет в ресторанах, чтобы прокормить себя и близких.
Потом война и несколько лет на фронте, советский плен, возвращение в Венгрию, тюремный срок по политическим мотивам, искалеченные адским трудом и побоями руки.
После освобождения он долго восстанавливал подвижность пальцев, и впоследствии всегда носил на правой руке плотный кожаный браслет, поддерживавший травмированные связки кисти.
В конце 50-х , в возрасте 35 лет он бежал с семьёй в во Францию через Вену, где, наконец, смог развернуть свою блестящую карьеру.
Дьёрдь прославился своей фантастической фортепианной техникой и манерой вносить своё в авторские тексты, как это было принято в 19 веке.
Он сделал много виртуозных обработок симфонической музыки («Танец с саблями» Хачатуряна, «Полёт шмеля» Римского-Корсакова), которые сегодня мало кто может сыграть.
К сожалению, эта репутация фортепианного «трюкача» заслонила его глубокую музыкальную натуру. А между тем он очень неординарно и интересно играл Бетховена, Шопена, Чайковского и Рамо.
Во всё он вносил свой страстный цыганский дух, даже эту маленькую скромную сонату Скарлатти он играет очень ярко.