Музыка авангардистов идеально подходит для любого кинематографического хоррора. Это доказывает нам творчество Стэнли Кубрика.
1. «2001: Космическая одиссея»
Всё началось с этого фильма 1968 года.
В «Космической одиссее» Стэнли Кубрик сделал открытие, которое имело значение настоящего прорыва в его личной творческой карьере: он пришёл к выводу, что ни один композитор, сочиняющий киномузыку, не может быть лучше Бетховена или любого другого классика. И что ещё хорошо — гонорары им платить не нужно)
Как только он это понял, он совершенно бесцеремонно отодвинул в сторону голливудского композитора Алекса Норта, который в соответствии с контрактом уже написал всю музыку к «Одиссее» (бедняга был таким поворотом, мягко говоря, ошарашен), и воспользовался фрагментами академической музыки, как известными, так и не очень.
В фильме есть и классика (Рихард Штраус, Иоганн Штраус-сын, Арам Хачатурян), но для футуристического фильма о космосе нужны были особые звучания. И Кубрик набрёл на авангардистскую музыку венгра Дъёрдя Лигети.
Кубрик без спроса взял музыку из четырёх сочинений Лигети, перекроил их по-своему и сделал шикарный саундтрек к фильму, причём автору даже «спасибо» не сказал. Лигети, конечно, возмутился, был скандал. Правда, надо сказать, что благодаря невероятному успеху «Одиссеи» популярность Лигети тоже быстро набрала обороты. Так что теперь он настоящий классик музыки 20 века (сейчас ему 95 лет).
Музыка Лигети составляет основную канву саундтрека и вообще говорит нам о происходящем то, что словами объяснять долго и бесполезно. Всё равно не поймёшь.
Главный фрагмент — вторая часть Реквиема на текст католической молитвы Kyrie eleison Лигети.
Она звучит в фильме всякий раз, когда появляется эта таинственная черная плита — символ (или воплощение) высшего инопланетного разума. У Лигети музыка Реквиема связана с непознаваемым мраком Смерти, так что где-то смыслы пересекаются, и эффект получается впечатляющий. Нам ясно, что ОНО грандиозное, живое и мыслящее, и что мы-то это слышим, а парни в своих скафандрах — нет, и что сейчас случится что-то ужасное.
Но самый главный хоррор фильма — это когда Дейва Боумена с космической скоростью всасывает в Звёздные Врата. Этот эпизод длится почти 10 минут, и дальше до конца фильма вообще не будет ни одного слова. Всё держится на видеоряде и музыке. В 60-е годы придумать такое и воплотить — это, конечно, шедеврально!
2. «Сияние»
Герой саундтрека этого фильма — ещё один классик авангардной музыки — поляк Кшиштоф Пендерецкий (ему сейчас 84 года и с авангардом он давно расстался).
В «Сиянии» использованы фрагменты из его ранних произведений. И хотя вряд ли есть что-то на свете страшнее доброй улыбки Джека Николса, держащего в руках большой топор, музыка Пендерецкого ещё ужаснее. В том смысле, что все эти истошные звучания скрипок действуют на психику так, что по доброй воле, конечно, ни один нормальный человек это слушать не будет. Если только из научного интереса или вот — чтобы пощекотать нервы этим хоррором Кубрика.
3. «С широко закрытыми глазами»
В этом фильме, как всегда у Кубрика, всё интересно разворачивается, но не очень понятно, к чему приходит. Музыка усиливает это ощущение потерянности в реальности.
В качестве лейтмотива здесь проходит фортепианная пьеса (№2) Дьёрдя Лигети из цикла «Musica Ricercata». В ней всего три ноты. Больше и надо, чтобы передать это ощущение сверлящий мозг тайны.
О классической музыке в фильмах Кубрика — в другой культшпаргалке.