Вся романтическая музыка — о любви. Но есть особые случаи, когда композитор высказывается максимально искренне и вдохновенно. Потому что в эту музыку он вкладывает одновременно любовное признание и предложение руки и сердца.
В такой замене слов музыкальными звуками есть большой смысл, потому что музыка — это самая короткая дорога от сердца к сердцу.
Вот три самые известные признания в любви, преподнесённые великими композиторами в подарок своим любимым невестам в знак обручения.
1. Роберт Шуман. Песня «Посвящение» на стихи Ф.Рюккерта
Невеста Роберта Шумана Клара Вик выросла на его глазах — она была дочерью его педагога по фортепиано, девочкой-вундеркиндом, дававшей концерты по всей Европе.
Клара любила Роберта с тринадцати лет, он тоже не мыслил своей жизни без неё. Но отец Клары по разным причинам был категорически против их брака. Несколько лет они были разлучены, и только через суд Клара смогла добиться права выйти замуж по своему выбору .
Когда свадьба стала реальностью, Роберт сделал своей невесте подарок к помолвке — сборник песен «Мирты». Первая песня называется «Посвящение».
Ты моя душа, ты мое сердце,
Ты мой восторг, ты моя боль,
Ты мой мир, в котором я живу,
И мои небеса, в которых я летаю,
Ты бездна, навеки поглотившая всё моё горе!
Ты мой покой, ты мир,
Ты дар небес!
Твоя любовь даёт мне смысл жизни,
Твой взгляд преображает меня,
Своей любовью ты поднимаешь меня над самим собой,
Мой ангел-хранитель, мое лучшее Я!
На эти вдохновенные строки Фридриха Рюккерта Шуман сочинил равную по вдохновению музыку.
Ференц Лист сделал прекрасное фортепианное переложение этой песни.
Евгений Кисин.
2. Густав Малер. Adagietto из симфонии №5
Малер женился в возрасте сорока одного года на двадцатидвухлетней Альме Шиндлер.
Он был прославленный дирижёр, выбившийся из самых низов, она — звезда художественной богемы Вены, la femme fatale, оставившая след в судьбе многих известных личностей того времени.
Этот брак дал Малеру много поводов для вдохновения, но не сделал его счастливым.
Однако накануне свадьбы он был очень воодушевлён и отправил Альме рукопись этого Адажиетто для струнных и арфы в знак своей бесконечной, космической любви. Немногословный и резкий Малер никогда не смог бы высказать всё это словами.
Венский филармонический оркестр, дирижёр Герберт фон Караян
3. Эдуард Элгар. «Приветствие любви»
Английский композитор Эдуард Элгар прошёл очень трудный путь к признанию, но в итоге был даже посвящён в рыцари и стал официальным композитором королевского двора.
Вряд ли всё это состоялось бы, если бы не поддержка его жены Кэролайн Эллис Робертс.
Этот брак начался с грандиозного скандала в семействе Кэролайн (она выросла в семье высокопоставленного генерала).
С точки зрения ее родни Элгар не мог быть ей мужем: Кэролайн было уже сорок,а её жениху — всего тридцать один, он был гораздо ниже её по социальной лестнице, исповедовал католицизм, а не англиканство и не имел никакого образования.
Но Кэролайн была так влюблена, что предпочла порвать отношения с семьёй и лишиться наследства. Она свято верила, что выходит замуж за гения и приложила все свои силы к тому, чтобы это понял мир.
Перед свадьбой влюблённые обменялись подарками: она ему — стихотворение, а он ей — пьесу для скрипки и фортепиано «Salut d’Amour» («Приветствие любви»).
При всём желании в этой музыке трудно услышать восторг и упоение любовью. Её напевная мелодия говорит скорее о теплом дружеском чувстве.
«Salut d’Amour» — одна из любимых пьес в английской музыке. Она существует в самых разнообразных переложениях. Здесь — виолончельная версия.
Готье Капюсон.
4.Рихард Штраус. Песня «Завтра!» («Morgen!»)
Немецкая певица Паулина Мария де Ана была ученицей Рихарда Штрауса. Она не поражала красотой и была известна своим резким характером и привычкой говорить немедленно всё, что она думает. Знакомые Штрауса иногда были шокированы её выходками, но Рихард Штраус любил её нежно и горячо.
В год своего тридцатилетия он сделал ей предложение, получил согласие и подарил невесте на свадьбу Четыре песни на стихи Джона Генри Маккея (ор.27) для голоса и фортепиано. Позже он переложил фортепианную партию для оркестра.
Последняя песня называется «Завтра!». Это мечта о том дне, когда венчание соединит их на всю жизнь.
На тот лазурный и бескрайний берег сойдём мы молча и неспешно, в глаза друг другу тихо взглянем, и снизойдет на нас безмолвие блаженства…
Музыка — что называется, без комментариев!
Немецкий тенор Фриц Вунделрих.
Ещё на эту тему: «Альма Малер: метаморфозы личности в девяти фотографиях»
«Как Густав Малер лечился у Зигмунда Фрейда»