Некоторое время назад был открыт опрос на тему «Какая польза от классической музыки». По поводу того, «делает ли музыка человека лучше», мнения разделились практически поровну. 303 человека из 598 голосующих ответили «да», а 295 с ними не согласились.
Действительно, спорный вопрос. Вероятно, те, кто отмечал благотворное влияние музыки на человеческую душу, судили по себе. А вторая половина искала (и находила) отрицательные примеры в окружающей действительности и в истории.
И ещё, возможно, в кинематографе. Как можно забыть этих трёх любителей классики из известных фильмов?
☠ Ганнибал Лектер из «Красного дракона» Бретта Ратнера (2002)
Из того, что Ганнибал Лектер был ценителем «Гольдберг-вариаций» Иоганна Себастьяна Баха не вытекает то, что он был тонкой натурой. Совсем наоборот. Хотя, как сказать.
⭐Четыре великих фильма, которые заставят вас полюбить классическую музыку
Однажды (в самом начале фильма) он пришёл на концерт Балтиморского симфонического оркестра, чтобы насладиться классической музыкой.
Если бы флейтист из оркестра знал, чем кончится дело в этот вечер, он бы точно не ел, не пил и не спал, а оттачивал бы до блеска свою партию в знаменитом «Скерцо» Мендельсона.
Но он не знал и партию не выучил. Играл не то, что надо, испортил тончайшую музыку, да ещё и делал вид, что всё нормально. Убить такого мало!
Вот и Лектеру показалось маловато. Он сделал из печени флейтиста паштет (простите), устроил званый ужин и угостил им членов попечительского совета Балтиморской филармонии.
«Ганнибал, скажите, из чего сделан этот дивный паштет?» — спросили гости. «Если я скажу, вы не станете есть», — ответил, не кривя душой, Ганнибал Лектер. Не его вина, что вся благородная компания приняла эту правду за остроумную шутку.
🟠 Алекс ДеЛардж из «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика (1971)
«Заводной апельсин» Стэнли Кубрика до краёв заполнен классической музыкой. Пёрселл, Россини, Бетховен. Но не добрые чувства пробудили они своей лирой в главном герое-меломане — на редкость омерзительном Алексе ДеЛардже. Совсем наоборот.
⭐Четыре классические мелодии, которые стали популярны благодаря фильмам Стэнли Кубрика
Примерно так же, как Вагнер когда-то вдохновил Гитлера на преступления против человечества, Россини и Бетховен моментально включают жажду агрессии и насилия в этом незабываемом отморозке.
«Из открытого окна доносилась какая-то прекрасная классическая музыка. И я сразу понял, что мне нужно делать». А именно: неожиданно огреть дубиной своих лучших друзей, столкнуть их в реку, потом вытащить нож… ну, и так далее.
К сожалению, нет практически ни одного кадра в этом фильме, который можно было бы показать нормальным людям без травмы для их психики. Поэтому здесь иллюстраций не будет.
🦈 Профессор Мориарти в фильме Гая Ричи «Шерлок Холмс: Игра теней» (2012)
Шерлок Холмс в этом фильме на скрипке не играет. Она нужна ему лишь для того, чтобы в задумчивости щипать пальцами струны, тыкать смычком в лицо Ватсона или вообще срывать на ней раздражение, швыряя в угол.
Зато коварный Мориарти — отъявленный меломан. Свою операцию по уничтожению Шерлока Холмса и доктора Ватсона он разыграл как по нотам.
А именно по нотам двух песенок Франца Шуберта, где поётся про рыбака и рыбку — «Рыбацкий напев» и «Форель». Понятно, что в этой стратегии роль рыбака он оставил себе. «И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел», как поётся в «Форели».
В какой-то момент Шерлок всё же попался на большой крючок (в буквальном смысле) и даже повисел на нём под песенку Шуберта в исполнении профессора Мориарти:https://www.youtube.com/embed/daCs3NOyBBY?modestbranding=0&controls=1&rel=0&showinfo=1&enablejsapi=1&origin=https%3A%2F%2Fzen.yandex.ru
Правда, как оказалось, Шерлок забросил только игру на скрипке, но не историю музыки. Это помогло ему переиграть злобного профессора в этом поединке и оставить ему вот такой привет:
Ещё на эту тему:
⭐Три фильма Стэнли Кубрика, благодаря которым мы узнали, что такое музыкальный авангард