Чтобы музыкант мог быть назван великим, должны совпасть несколько критериев количества и качества:
- он не может быть молод: титул великого доказывается всей жизнью
- он должен быть предан музыке, а не карьере
- он должен иметь яркую человеческую и музыкантскую харизму, а это значит, что
- он должен играть так, как больше не играет никто
Вот три таких фигуры.
1. Марта Аргерих (Аргентина)
Это признанный лидер мирового пианизма. Впервые за последние 200 лет эту позицию занимает женщина.
Она кумир многих молодых пианистов. Потому что главная черта её личности и исполнительского стиля — свобода. В ней нет страха, но при этом идеальное чувство меры.
Маленькие сильные красивые руки, любая степень сложности музыки, никаких экзальтаций за роялем, седая грива некрашеных волос — она настоящая королева неформального пианизма. Недаром она училась у Фридриха Гульды.
Когда-то она была настоящей красавицей (в антигламурном значении этого слова).
Сейчас ей 77, но она по-прежнему… нет, не красива, а… придётся выразиться неакадемично — она очень, просто нереально крута!
Соната ре минор Доменико Скарлатти
Это бис. Посмотрите, как лихо Марта Аргерих швыряет скомканный платок под крышку рояля и потом продолжает в том же духе. Она такая)
PS: В фамилии Марты ударение падает на первый слог, а вместо Аргерих правильнее говорить «Аргерич», но все уже привыкли к конечному «Х».
2. Григорий Соколов
Когда-то (в 1966 году) он прогремел на весь СССР как самый юный победитель конкурса имени Чайковского. Грише Соколову было тогда 16 лет, и он был любимым учеником Эмиля Гилельса.
С тех пор утекло много воды, и Соколов вырос в совершенно эксклюзивного и даже загадочного пианиста, с уникальной техникой, уникальным взглядом на музыку, незыблемыми принципами, и существующего в своей личной пианистической башне из слоновой кости.
Соколов практически не играет с оркестрами (не любит дирижёров как таковых), не записывает диски в студиях, не даёт интервью, держит за семью печатями свою личную жизнь (хотя там ничего эпатирующего нет) — то есть он сделал себе имя исключительно на высочайшем качестве своего исполнения, никакого пиара. Его авторитет очень высок, многие считают его первым пианистом мира.
Соколов живёт в Италии, но раз в год обязательно даёт один концерт в родном Петербурге. И это всегда главный гвоздь концертного сезона.
Жан Филипп Рамо. Рондо «Дикари» из клавесинной сюиты соль минор.
Триста лет этой французской изысканной пьеске. Чтобы вся филигранная россыпь этих звуков была в порядке, Соколов лично, своими руками перед концертом очень кропотливо доводит механизм рояля до максимальной кондиции.
Публика в зале Берлинской филармонии буквально стонет от восторга)
3. Михаил Плетнёв
Плетнёв, как и Григорий Соколов начал свою карьеру с победы на конкурсе Чайковского, но его путь в музыке не был прямолинейным. Он сделал себе имя и как отличный дирижёр, создавший прекрасный оркестр с нуля (Российский национальный — РНО). На это время он распрощался с роялем. Позже к невыразимой радости его фанатов он возобновил свою пианистическую карьеру и показал ещё более высокий класс исполнения.
Плетнёв не входит в обойму постоянно концертирующих пианистов мира. Это, видимо, его уже мало интересует, кроме того, его исполнительский статус не нуждается в подтверждении. Абсолютно всё, что он играет, становится совершенно исключительным и неповторимым фактом искусства. Никто лучше него не играет Чайковского, его исполнение Баха — запредельно по глубине. Он уже проник в такие параллельные музыкальные миры и такие тонкие сферы духовного, что это выглядит как сакральное знание.
Чего немного не хватает его рафинированному искусству, так это энергии жизни. Плетнёв напоминает отшельника, уставшего от мирских тщет. В его игре чувствуются «многия печали» от «многия знания».
К сожалению, в интернете совершенно нет хороших видео с концертов Плетнёва. Надо слушать его диски.
Вот старая запись второй части фортепианного концерта Моцарта №23.