Э.Делакруа. Портрет Шопена.

1. Фридерик Шопен. Революционный этюд до минор (ор.10 №12)

Когда говорят «Шопен», обычно в сознании сразу всплывает что-то изысканно грустное и рафинированно прекрасное, вроде его ноктюрнов. Но вообще он был не лирическим эльфом, а настоящим революционным титаном, с мощнейшим размахом протестных эмоций. Шопен для поляков — настоящий национальный лидер, польский Че Гевара.

Все эмоции этого этюда питала национальная драма Польши, которая сделала 20-летнего Шопена изгнанником. Ему оставалось только наблюдать со стороны, как русский царь ставит гордую Польшу на колени (речь идёт о разгроме польского восстания 1830-31 годов). Всё же это страшная сила — когда личная беда сливается с национальной.

Лист, которому он (как и другие 11 этюдов 10-го опуса) был посвящён, назвал его «революционным».

Евгений Кисин.

2. Фридерик Шопен. Этюд до минор ор.25 №12

Здесь нет мелодии, вообще ничего, кроме захлёбывающихся пассажей и колокольных ударов. Но красиво так, что дух захватывает! Сильно, грозно, торжественно. Как клятва на крови.

Григорий Соколов.

3. Александр Скрябин. Этюд до-диез минор (ор.8 №12)

Протестные эмоции Скрябина питали совершенно другие источники. Его этюд, который тоже часто называют «революционным» — экзистенциальный вызов миру, победоносное преодоление человеческим духом всего материального. Скрябин был символистом и мистиком, и был уверен, что ему дано преобразовать этот мир.

Прекрасно, хоть и немного высокопарно. Но такое уж было время — fin de siècle , модерн и пр.

Денис Мацуев.

4. Фридерик Шопен. Прелюдия ре минор (ор.28 №12)

Вот чем велик Шопен, так это тем, что любую стихию он может облечь в абсолютно совершенную, скульптурную форму!

Эта прелюдия в сущности — тоже этюд со сложнейшими пассажами в левой руке и октавной техникой в правой. Она венчает знаменитый шопеновский цикл из 24-х прелюдий.

И этот венец — всем венцам венец! Кажется, что в воздухе пахнет озоном, когда Сон Чжен Чо ставит в конце две набатные точки. Это потрясающий по лаконичности и мощи момент. Тут обязательно надо дослушать до конца.

Нет, не зря все же этому южно-корейскому парню дали первую премию на Конкурсе имени Шопена!

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here