Трудно сказать, чем турецкая экзотика так пленила сознание европейцев 18 века, но факт остаётся фактом: в классической музыке она оставила яркий след. Любой уважающий себя классик что-нибудь да написал в турецком стиле — Глюк, Сальери, Моцарт, Гайдн.
И даже Бетховен в своей Девятой симфонии, призывая в хоровом финале — «обнимитесь, миллионы!», не забыл о турках и добавил раздел с турецким маршем.
Поскольку все музыкальные влияния турков идут от военных (янычарских) оркестров, то турецкие мотивы у классиков чаще всего имеют вид марша.
Вот три самых известных.
👳♂️ В.А.Моцарт. Турецкий марш из Сонаты для фортепиано №11
Номер первый, конечно, Турецкий марш Моцарта. Про него вряд ли можно сказать что-то новое, если только напомнить главное.
Турецкий марш (рондо) — это последняя (третья) часть Сонаты для фортепиано ля мажор, №11.
👉 Семь самых популярных шедевров Моцарта
Вся эта Соната — филигранно отделанное произведение музыкального искусства без всяких претензий на сложность и глубокомыслие. Её забавно играть (там есть всякие несложные, но эффектные приёмы) и приятно слушать.
- Собственно, понятие «марш» относится только к одной, бравурной теме, которая идёт не с самого начала, а несколько позже, и время от времени повторяется. Эта форма называется «рондо», поэтому часто говорят «Турецкое рондо».
Оно было очень популярно уже при жизни Моцарта. И особенно эффектно звучало с использованием специальной «турецкой педали».
- Во времена Моцарта фортепиано называлось наоборот — «пианофорте», педали на нём были не внизу, как сейчас, а вверху, под клавиатурой. На них надо было нажимать коленкой. Особая «турецкая педаль» была соединена с колокольчиками и колотушкой наподобие барабана.
👉 Туркомания в классической музыке
Соната эта несложная (она написана для любителей), окончательно заигранная, но очень любимая публикой. Поэтому у концертирующих пианистов есть большой соблазн как-нибудь «овиртуозить» Турецкий марш, чтобы и играть было нескучно, и публику можно было чем-то удивить. Отсюда множество всяких переложений в разных стилях.
Вот такую композицию на эту тему сочинил блестящий виртуоз Аркадий Володось. Её взяли на вооружение многие пианисты.
👉 Девять самых виртуозных пианистов за последние 200 лет
🏛 Л.Бетховен. Турецкий марш из музыки к драме «Афинские развалины (1811)
У Бетховена тоже есть известный Турецкий марш, но он симфонический, а не фортепианный.
- В венгерском Пеште в 1812 году открывался императорский театр. Для премьеры известный тогда драматург Август фон Коцебу написал две пьесы, а музыку к этим спектаклям заказали Бетховену. Вторая пьеса называлась «Афинские развалины», и речь там шла о рухнувшем величии Афин, захваченных турками. Турецкий марш демонстрировал могущество завоевателей.
В отличие от Моцарта, Бетховен не успел стать свидетелем популярности этой музыки. Но во второй половине 19 века этот марш переложил для фортепиано Антон Рубинштейн, и он стал часто звучать с концертной эстрады.
Вот 👉 здесь его играет юный Евгений Кисин.
А это оригинальная версия в исполнении Королевского филармонического оркестра под управлением Томаса Бичема.
🕌 Ж.-Б.Люлли. Турецкий марш из комедии-балета «Мещанин во дворянстве» (1670)
Турецкий марш Жана-Батиста Люлли ничем не хуже, чем первые два, хотя и не так популярен.
- Люлли — придворный композитор французского короля Людовика XIV, основатель французской оперы.
Написан Марш был примерно на сто лет раньше Турецкого марша Моцарта. История его довольно забавна.
В 1669 году Людовик XIV принимал у себя турецкую делегацию во главе с посланником турецкого султана Сулейманом-ага. «Король-солнце» принял его с максимальным блеском, не пожалев бриллиантов на свою парчовую мантию.
Когда делегация отбыла восвояси, до Людовика дошёл слух, что Сулейман-ага вовсе не был ослеплён такой роскошью, и даже прилюдно высказался примерно в таком духе: «Попона лошади моего Великого Государя и то приличней выглядит, чем парадный наряд французского короля».
Такого оскорбления Людовик XIV снести не мог, тем более, что его придворным эта шутка казалась забавной.
Он решил ответить той же монетой и заказал Мольеру, Люлли и придворному балетмейстеру Пьеру Бошану пьесу с балетом, где была бы показана турецкая делегация в комическом виде. Причём так, чтобы не навредить международным отношениям.
Так появилась знаменитая комедия Мольера с танцами и пением «Мещанин во дворянстве». Мольер сам играл в ней главную роль.
- Господин Журден — богатый мещанин — помешан на желании войти в круг аристократов. Он не хочет выдавать свою дочь Люсиль за влюблённого в неё Клеонта, потому что тот не дворянин. Тогда Клеонт с друзьями устраивают маскарад alla turca.
В пятом действии комедии в дом господина Журдена является делегация от турецкого султана для того, чтобы посвятить его в «самый почетный сан, какой только есть в мире » — «мамамуши». После этого для него, якобы, откроется перспектива выдать свою дочь за сына турецкого султана (это переодетый Клеонт).
«Турки» вваливаются с песнями, плясками и криками «Алла экбер» и начинают церемонию посвящения на тарабарском языке — забавной пародии на турецкий. Главу делегации — Муфтия — сыграл сам Люлли.
Мольер задачу выполнил: и посмеяться есть где, и обижаться вроде как не на что, турки-то ненастоящие, ряженые.
Вот в этой церемонии и звучит тот самый Турецкий марш Люлли.
Спасибо.