турция в музыке
Эжен Делакруа. Турок, курящий на диване.

Трудно сказать, чем турецкая экзотика так пленила сознание европейцев 18 века, но факт остаётся фактом: в классической музыке она оставила яркий след. Любой уважающий себя классик что-нибудь да написал в турецком стиле – Глюк, Сальери, Моцарт, Гайдн.

И даже Бетховен в своей Девятой симфонии, призывая в хоровом финале – “обнимитесь, миллионы!”, не забыл о турках и добавил раздел с турецким маршем.

Поскольку все музыкальные влияния турков идут от военных (янычарских) оркестров, то турецкие мотивы у классиков чаще всего имеют вид марша.

Вот три самых известных.

👳‍♂️ В.А.Моцарт. Турецкий марш из Сонаты для фортепиано №11

Номер первый, конечно, Турецкий марш Моцарта. Про него вряд ли можно сказать что-то новое, если только напомнить главное.

Турецкий марш (рондо) – это последняя (третья) часть Сонаты для фортепиано ля мажор, №11.

 👉 Семь самых популярных шедевров Моцарта

Вся эта Соната – филигранно отделанное произведение музыкального искусства без всяких претензий на сложность и глубокомыслие. Её забавно играть (там есть всякие несложные, но эффектные приёмы) и приятно слушать.

  • Собственно, понятие “марш” относится только к одной, бравурной теме, которая идёт не с самого начала, а несколько позже, и время от времени повторяется. Эта форма называется “рондо”, поэтому часто говорят “Турецкое рондо”.

Оно было очень популярно уже при жизни Моцарта. И особенно эффектно звучало с использованием специальной “турецкой педали”.

  • Во времена Моцарта фортепиано называлось наоборот – “пианофорте”, педали на нём были не внизу, как сейчас, а вверху, под клавиатурой. На них надо было нажимать коленкой. Особая “турецкая педаль” была соединена с колокольчиками и колотушкой наподобие барабана.

👉 Туркомания в классической музыке

Соната эта несложная (она написана для любителей), окончательно заигранная, но очень любимая публикой. Поэтому у концертирующих пианистов есть большой соблазн как-нибудь “овиртуозить” Турецкий марш, чтобы и играть было нескучно, и публику можно было чем-то удивить. Отсюда множество всяких переложений в разных стилях.

Вот такую композицию на эту тему сочинил блестящий виртуоз Аркадий Володось. Её взяли на вооружение многие пианисты.

👉 Девять самых виртуозных пианистов за последние 200 лет

🏛 Л.Бетховен. Турецкий марш из музыки к драме “Афинские развалины (1811)

У Бетховена тоже есть известный Турецкий марш, но он симфонический, а не фортепианный.

  • В венгерском Пеште в 1812 году открывался императорский театр. Для премьеры известный тогда драматург Август фон Коцебу написал две пьесы, а музыку к этим спектаклям заказали Бетховену. Вторая пьеса называлась “Афинские развалины”, и речь там шла о рухнувшем величии Афин, захваченных турками. Турецкий марш демонстрировал могущество завоевателей.

В отличие от Моцарта, Бетховен не успел стать свидетелем популярности этой музыки. Но во второй половине 19 века этот марш переложил для фортепиано Антон Рубинштейн, и он стал часто звучать с концертной эстрады.

Вот 👉 здесь его играет юный Евгений Кисин.

А это оригинальная версия в исполнении Королевского филармонического оркестра под управлением Томаса Бичема.

🕌 Ж.-Б.Люлли. Турецкий марш из комедии-балета “Мещанин во дворянстве” (1670)

Турецкий марш Жана-Батиста Люлли ничем не хуже, чем первые два, хотя и не так популярен.

  • Люлли – придворный композитор французского короля Людовика XIV, основатель французской оперы.

Написан Марш был примерно на сто лет раньше Турецкого марша Моцарта. История его довольно забавна.

В 1669 году Людовик XIV принимал у себя турецкую делегацию во главе с посланником турецкого султана Сулейманом-ага. “Король-солнце” принял его с максимальным блеском, не пожалев бриллиантов на свою парчовую мантию.

Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV
Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV

Когда делегация отбыла восвояси, до Людовика дошёл слух, что Сулейман-ага вовсе не был ослеплён такой роскошью, и даже прилюдно высказался примерно в таком духе: “Попона лошади моего Великого Государя и то приличней выглядит, чем парадный наряд французского короля”.

Такого оскорбления Людовик XIV снести не мог, тем более, что его придворным эта шутка казалась забавной.

Он решил ответить той же монетой и заказал Мольеру, Люлли и придворному балетмейстеру Пьеру Бошану пьесу с балетом, где была бы показана турецкая делегация в комическом виде. Причём так, чтобы не навредить международным отношениям.

Так появилась знаменитая комедия Мольера с танцами и пением “Мещанин во дворянстве”. Мольер сам играл в ней главную роль.

  • Господин Журден – богатый мещанин – помешан на желании войти в круг аристократов. Он не хочет выдавать свою дочь Люсиль за влюблённого в неё Клеонта, потому что тот не дворянин. Тогда Клеонт с друзьями устраивают маскарад alla turca.

В пятом действии комедии в дом господина Журдена является делегация от турецкого султана для того, чтобы посвятить его в “самый почетный сан, какой только есть в мире ” – “мамамуши”. После этого для него, якобы, откроется перспектива выдать свою дочь за сына турецкого султана (это переодетый Клеонт).

Иллюстрация к пьесе Ж.-Б.Мольера "Мещанин во дворянстве"
Иллюстрация к пьесе Ж.-Б.Мольера “Мещанин во дворянстве”

“Турки” вваливаются с песнями, плясками и криками “Алла экбер” и начинают церемонию посвящения на тарабарском языке – забавной пародии на турецкий. Главу делегации – Муфтия – сыграл сам Люлли.

Мольер задачу выполнил: и посмеяться есть где, и обижаться вроде как не на что, турки-то ненастоящие, ряженые.

Вот в этой церемонии и звучит тот самый Турецкий марш Люлли.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here