Когда Иоганн Себастьян Бах умер, его младшему сыну Иоганну Кристиану исполнилось 15 лет.
Коротко о его судьбе
Как и другие сыновья Баха, он был очень одарён музыкально и получил хорошее образование: сначала его учил отец, после его смерти — старший брат Карл Филипп Эммануил, потом знаменитый итальянский педагог падре Мартини.
Вероятно, потому, что он, в силу обстоятельств, не испытал полноценного руководящего влияния своего отца, Иоганн Кристиан построил свою карьеру вопреки всем вековым традициям семейства Бахов — патриотов Германии, никогда не выезжавших за её пределы, и правоверных лютеран.
Он свободно перемещался по миру и, прожив восемь лет в Италии, переехал затем в Англию, где и осел на двадцать лет до самой смерти. Поэтому его называют «английским» или «лондонским» Бахом, чтобы не путать с другими братьями-композиторами.
Из карьерных соображений он перешёл в католичество, чем вызвал порицания всей своей лютеранской родни, и первый и единственный из Бахов стал писать итальянские оперы. Он стал законодателем новой музыкальной моды — «галантного» стиля в музыке.
В Лондоне он был особой, приближенной к королевскому двору, но в конце жизни его карьера пошла на спад. Был женат, но бездетен, и умер довольно рано — в 47 лет.
Вот его портрет в зрелые годы работы Томаса Гейнсборо:
Кстати, Иоганн Кристиан Бах был кумиром и старшим другом юного Моцарта.
И хотя «главным» и «великим» Бахом Моцарт считал… нет, не Иоганна Себастьяна (он просто не знал его музыки), а его сына — Карла Филиппа Эммануила, «лондонского» Баха он полюбил ещё с детских гастролей в Лондоне.
Маленький Моцарт старательно копировал его стиль, пользовался его советами в композиции и, таким образом, многому у него научился.
Музыка
Иоганн Кристиан Бах (как и трое других его знаменитых братьев) — редкий пример того, что Природа не всегда отдыхает на детях гениев. Иногда она бывает к ним очень и очень щедра.
Послушайте сами, какая красота.
1. Анданте (2 часть) из Симфонии ми-бемоль мажор ор.9 №2 (1773 год)
Хотя младший сын Иоганна Кристиана Баха, что называется, «пошёл другим путём», он унаследовал великолепный лирический дар своего отца.
Его мелодии проще, с оттенком галантной сентиментальности, но сочетание искренности и тонкого вкуса делают их неотразимыми.
2. Первая часть Симфонии соль минор, оp. 6 No.6 (1769 год)
Эта бурная и драматичная музыка навеяна, возможно, немецкой литературной модой того времени на мятежные страсти и трагические сюжеты (это направление называлось «Sturm und Drang» — «буря и натиск»).
Свою (тоже соль минорную) 25-ю симфонию семнадцатилетний Моцарт написал явно под её влиянием.
3. Анданте из Симфонии ми-бемоль мажор, W 219 (1773 год)
Эта совершенно бесхитростная мелодия ненавязчиво согреет вам душу. Вряд ли в 18 веке людям жилось проще, чем сейчас, но где ещё нам вдохнуть этого чистого воздуха «Аркадии чудесной», как не в музыке того времени?
Ещё на эту тему: «Кем стали дети Баха?»