1. Дискант

Это высокий детский голос, такой же высокий, как женское сопрано. Дискант – самый красивый голос на свете, потому что в нём запечатлена детская чистота. Это, практически, ангельское пение. Поэтому, если ребёнок (мальчик) поёт хорошо, хотя бы не фальшивит, это действует на всех совершенно неотразимо.

В католических храмах до начала 20 века в церковный хор не допускались женщины, и высокие партии исполнялись мальчиками (или кастратами).

Детские голоса бывают двух тембров: кроме дискана ещё альт – чуть пониже.

Кстати, ударение в слове “дискант” – спорная вещь. Раньше говорили “дискАнт”, теперь более употребительно “дИскант”. Большинство словарей допускают оба варианта.

Третья часть мотета Моцарта “Exsultate, jubilate” (“радуйтесь, восхваляйте”) в исполнении Акселя Рыкквина. Он самый популярный мальчик в Норвегии, и в прошлом году получил премию как лучший музыкант 2017 года. Так радуется в конце, зайка, что спел хорошо!)

Вот ещё пример ангельского дискантового пения: широко распиаренный церковный хор мальчиков из Лондона “Libera”.

Здесь всё подзвучено, выверено до полной стерильности и несколько попсово. Но всё равно, слушать детские голоса – это особое наслаждение!

2. Женские голоса: сопрано, меццо-сопрано и контральто

Сопрано, все знают – это самый высокий женский голос. А меццо-сопрано – чуть пониже. Контральто – ещё ниже.

В женских голосах простому человеку разобраться довольно сложно. Тут даже преподаватели вокала иногда колеблются – какой голос у их подопечной: сопрано или меццо? Меццо или контральто? К тому же голос в течение жизни имеет тенденцию сползать вниз.

Кроме того, часто сопрано поют партии для меццо-сопрано и наоборот. А уж меццо-сопрано сплошь и рядом поют контральтовые партии, потому что контральто – очень редкий голос.

В общем, всё запутано и проясняется только на крайних нотах: если серебрянный верх – то сопрано, если бархатный и плотный низ – то меццо или контральто.

Ещё внутри этих голосов (особенно сопрано) есть свои градации: лирическое, драматическое, колоратурное. Но в эти дебри можно не углубляться.

Вот как звучат образцово-показательные сопрано (Ингеборг Хальштейн, Мария Каллас, Мирелла Френи, Джоан Сазерленд):

Попробуйте почувствовать разницу с меццо-сопрано:

3. Бас-профундо

Это самый низкий мужской голос, в России такой бас ещё называют октавным, а обладателя такого голоса – октавистом. Такие вокалисты – редкое явление природы, они все наперечёт.

Самые низкие басы – это особая вокальная техника и чисто славянское (и даже именно русское) явление, потому что культура низких голосов сохранилась только в православном пении. Они придают звучанию хора глубину и суровую торжественность.

Есть и оперные профундо, но с нашими русскими церковными профундистами они не идут ни в какое сравнение.

Звучит это как что-то сверхъестественное.

Владимир Пасюков, Юрий Вишняков, Александр Орт

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here