1. Дискант
Это высокий детский голос, такой же высокий, как женское сопрано. Дискант — самый красивый голос на свете, потому что в нём запечатлена детская чистота. Это, практически, ангельское пение. Поэтому, если ребёнок (мальчик) поёт хорошо, хотя бы не фальшивит, это действует на всех совершенно неотразимо.
В католических храмах до начала 20 века в церковный хор не допускались женщины, и высокие партии исполнялись мальчиками (или кастратами).
Детские голоса бывают двух тембров: кроме дискана ещё альт — чуть пониже.
Кстати, ударение в слове «дискант» — спорная вещь. Раньше говорили «дискАнт», теперь более употребительно «дИскант». Большинство словарей допускают оба варианта.
Третья часть мотета Моцарта «Exsultate, jubilate» («радуйтесь, восхваляйте») в исполнении Акселя Рыкквина. Он самый популярный мальчик в Норвегии, и в прошлом году получил премию как лучший музыкант 2017 года. Так радуется в конце, зайка, что спел хорошо!)
Вот ещё пример ангельского дискантового пения: широко распиаренный церковный хор мальчиков из Лондона «Libera».
Здесь всё подзвучено, выверено до полной стерильности и несколько попсово. Но всё равно, слушать детские голоса — это особое наслаждение!
2. Женские голоса: сопрано, меццо-сопрано и контральто
Сопрано, все знают — это самый высокий женский голос. А меццо-сопрано — чуть пониже. Контральто — ещё ниже.
В женских голосах простому человеку разобраться довольно сложно. Тут даже преподаватели вокала иногда колеблются — какой голос у их подопечной: сопрано или меццо? Меццо или контральто? К тому же голос в течение жизни имеет тенденцию сползать вниз.
Кроме того, часто сопрано поют партии для меццо-сопрано и наоборот. А уж меццо-сопрано сплошь и рядом поют контральтовые партии, потому что контральто — очень редкий голос.
В общем, всё запутано и проясняется только на крайних нотах: если серебрянный верх — то сопрано, если бархатный и плотный низ — то меццо или контральто.
Ещё внутри этих голосов (особенно сопрано) есть свои градации: лирическое, драматическое, колоратурное. Но в эти дебри можно не углубляться.
Вот как звучат образцово-показательные сопрано (Ингеборг Хальштейн, Мария Каллас, Мирелла Френи, Джоан Сазерленд):
Попробуйте почувствовать разницу с меццо-сопрано:
3. Бас-профундо
Это самый низкий мужской голос, в России такой бас ещё называют октавным, а обладателя такого голоса — октавистом. Такие вокалисты — редкое явление природы, они все наперечёт.
Самые низкие басы — это особая вокальная техника и чисто славянское (и даже именно русское) явление, потому что культура низких голосов сохранилась только в православном пении. Они придают звучанию хора глубину и суровую торжественность.
Есть и оперные профундо, но с нашими русскими церковными профундистами они не идут ни в какое сравнение.
Звучит это как что-то сверхъестественное.
Владимир Пасюков, Юрий Вишняков, Александр Орт