1. До-ре-ми-фа-соль-ля-си – это первые слоги из каждой строчки латинского гимна, посвящённого святому Иоганну – покровителю певцов. Каждый слог приходится на тон, который выше предыдущего. В то время гамма состояла из шести тонов, и первый назывался Ut. Звучал этот гимн так:

Спустя несколько столетий Ut заменили слогом Do (от Dominus – Господь) и включили в звукоряд седьмой тон. Назвали его Si, что означает Sancte Joannes (святой Иоанн).

Эту систему названия тонов в гамме придумал итальянский монах-кантор Гвидо Аретинский, который жил в 11 веке. Он на себе испытал, как же это трудно – годами учить своих хористов всем многочисленным и однообразным хоралам и гимнам с голоса. Причем хористы должны были заучивать эти напевы наизусть.

Гвидо закрепил за каждым тоном отдельный слог и придумал графическую (нотную) запись мелодии. Он сделал это с помощью четырёх параллельных линеек (гораздо позже добавили пятую) и квадратиков. Таким образом Гвидо обозначал на бумаге как бы “маршрут” мелодии, и хористы могли читать его и воспроизводить по нотам.

То есть Гвидо Аретинский практически, как Кирилл и Мефодий, изобрёл музыкальную азбуку и письменность.

Вот мемориальная доска в Ареццо на доме где он жил. (“Monaco” переводится как “монах”).

В те времена до-ре-ми-фа-соль-ля-си не обозначали какие-то конкретные звуки, как сейчас. Это была относительная система координации тонов в мелодии. Только много веков спустя они стали соответствовать определённым звукам и клавишам.


Кстати, до-ре-ми-фа-соль-ля-си – это наш отечественный способ названия звуков, принятый в советском музыкальном образовании. Редко где ещё пользуются этими обозначениями. Во всем мире (кроме азиатских стран) звуки называются иначе – по буквам латинского алфавита: C-D-E-F-G-A-B(или H).

2. Реквием

Это заупокойная католическая месса. То есть что-то вроде оратории на тексты латинских молитв. Реквием называется так по его первым словам: “Requiem aeternam” (Покой вечный).

Самый известный Реквием принадлежит Моцарту.

Томас Шилдс. Моцарт поёт свой Реквием
Томас Шилдс. Моцарт поёт свой Реквием

3. Камертон

Это такая металлическая вилочка, которая при ударе издаёт один звук.

Он был изобретен в 18 веке для того, чтобы создать единый эталон высоты. Звук камертона решили считать тоном Ля (440 герц). Его применяют, если хору a capella нужно настроиться на один тон, а под рукой нет рояля. Или для настройки какого-либо инструмента.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here

+ 21 = 24