1. До-ре-ми-фа-соль-ля-си — это первые слоги из каждой строчки латинского гимна, посвящённого святому Иоганну — покровителю певцов. Каждый слог приходится на тон, который выше предыдущего. В то время гамма состояла из шести тонов, и первый назывался Ut. Звучал этот гимн так:
Спустя несколько столетий Ut заменили слогом Do (от Dominus — Господь) и включили в звукоряд седьмой тон. Назвали его Si, что означает Sancte Joannes (святой Иоанн).
Эту систему названия тонов в гамме придумал итальянский монах-кантор Гвидо Аретинский, который жил в 11 веке. Он на себе испытал, как же это трудно — годами учить своих хористов всем многочисленным и однообразным хоралам и гимнам с голоса. Причем хористы должны были заучивать эти напевы наизусть.
Гвидо закрепил за каждым тоном отдельный слог и придумал графическую (нотную) запись мелодии. Он сделал это с помощью четырёх параллельных линеек (гораздо позже добавили пятую) и квадратиков. Таким образом Гвидо обозначал на бумаге как бы «маршрут» мелодии, и хористы могли читать его и воспроизводить по нотам.
То есть Гвидо Аретинский практически, как Кирилл и Мефодий, изобрёл музыкальную азбуку и письменность.
Вот мемориальная доска в Ареццо на доме где он жил. («Monaco» переводится как «монах»).
В те времена до-ре-ми-фа-соль-ля-си не обозначали какие-то конкретные звуки, как сейчас. Это была относительная система координации тонов в мелодии. Только много веков спустя они стали соответствовать определённым звукам и клавишам.
Кстати, до-ре-ми-фа-соль-ля-си — это наш отечественный способ названия звуков, принятый в советском музыкальном образовании. Редко где ещё пользуются этими обозначениями. Во всем мире (кроме азиатских стран) звуки называются иначе — по буквам латинского алфавита: C-D-E-F-G-A-B(или H).
2. Реквием
Это заупокойная католическая месса. То есть что-то вроде оратории на тексты латинских молитв. Реквием называется так по его первым словам: «Requiem aeternam» (Покой вечный).
Самый известный Реквием принадлежит Моцарту.
3. Камертон
Это такая металлическая вилочка, которая при ударе издаёт один звук.
Он был изобретен в 18 веке для того, чтобы создать единый эталон высоты. Звук камертона решили считать тоном Ля (440 герц). Его применяют, если хору a capella нужно настроиться на один тон, а под рукой нет рояля. Или для настройки какого-либо инструмента.