Та классика, которая вертится в музыкальном обороте — это, в основном, музыка последних трехсот лет. Понятно, что Бах и Верди страшно далеки друг от друга по стилю, хотя обоих мы называем классиками. Поэтому не лишним для общего развития будет знать, на какие исторические стили делится классическая музыка.
1. Барокко
Это Бах, Гендель, Вивальди, Монтеверди, Пёрселл и всё, что на наш слух звучит как музыка старинная, потому что действительно она была написана довольно давно — в 17 — первой половине 18 веков.
Главные признаки музыки барокко выделить трудно,она очень разнообразна, в этом и суть стиля («барокко» значит «причудливо»). Итальянское барокко- это совсем не то, что немецкое, к примеру.
Но поскольку в основном эта музыка была написана людьми в париках и камзолах для аристократических дворов или церкви, она как правило декоративна, величественна и часто религиозна.
Вот, к примеру, самое известное:
2. Классицизм
Это музыка примерно второй половины 18 — начала 19 веков. Многие композиторы относятся к этому стилю (например, сыновья Баха), но эталоном классицизма считаются Гайдн, Моцарт и Бетховен. Поскольку они прожили свою жизнь в Вене, их называют ещё «венскими классиками».
Главные признаки музыки классицизма: она далека от церкви, концептуально оптимистична и строго организована. Поэтому очень правильно слушать венских классиков, чтобы настроиться на позитив и привести своё запутанное сознание в четкую систему вертикалей и горизонталей)
Например:
3. Романтизм
Романтики — это наше самое любимое и популярное: Шопен, Паганини, Шуберт, Лист, Верди, Бизе, Сен-Санс, Вагнер, Григ, Пуччини и многие другие. До сих пор в концертных и театральных афишах преобладают эти имена, и публика, кажется, готова слушать эту музыку снова и снова.
Исторические рамки романтизма — 19 век. Но он просочился и в 20-й ввиду своей особой популярности. Например, Рахманинов, который умер уже в разгар Второй мировой войны, был чистейшим образцом романтизма.
Главные признаки романтической музыки: вы их прекрасно знаете — она про любовь, в ней самые красивые мелодии, и это культ лирических эмоций.
Для примера — Ноктюрн ре-бемоль мажор Шопена:
А дальше — терминологический тупик
Что касается 20 и 21 века, то тут проблема в том, что классика-то есть, а какого-то главного определяющего стиля нет — полный произвол и беспорядок! Музыка распалась на множество течений и направлений. Поэтому о ней говорят просто — «современная музыка». Хотя, как можно называть современной музыку, написанную 100 лет назад?
Что за течения и что за направления были в 20 веке — если интересно, в следующий раз.