Всё началось с того, что турки первые придумали поставить музыку на службу войне, и под свои янычарские песни и марши к концу 17 века они завоевали пол Европы.

Турецкая музыка производила сильное впечатление на противоположную воюющую сторону, а с Турцией кто только не воевал! воевали все. Поэтому уже в 17 веке все европеские армии стали перенимать этот опыт. Сначала они брали турецкие оркестры в аренду, а потом стали создавать свои в таком же стиле. Так появились полковые оркестры, и воевать стало веселее). Наш Суворов, к примеру, взял турецкий Измаил под музыку alla turca. Такой исторический курьёз.

Европейские военные оркестры взяли от янычар в свой арсенал три инструмента: большой барабан, тарелки и треугольник. Звучание стало импозантным и торжественным.

Но дело было не только в военной музыке. С Турцией воевали, но и торговали, и оттуда в Европу пришла мода на кофе, пряности и турецкие ковры.

В 18 веке всю Европу охватила жажда экзотического и наступила эпоха туркомании. Самые продвинутые модницы сняли корсеты, стали носить свободные наряды и подпоясываться турецкими вышитыми кушаками. В моду вошёл сложный тюрбан из дорогих тканей.

Жан-Этьен Лиотард - Портрет  Лауры Тарси
Жан-Этьен Лиотард – Портрет Лауры Тарси

Музыка тоже подхватила эту моду, композиторы Вены и Парижа стали сочинять марши и оперы alla turca. Фабриканты пианино тут же выпустили в продажу инструменты с дополнительными педалями. Нажимаешь на одну – получаешь барабанный звук, нажимаешь на другую – раздаётся характерный звон турецких колокольчиков.

Моцарт, который чутко угадывал тенденци гламура, сыграл на этой туркомании, и написал несколько сочинений на турецкие мотивы.

Во-первых, конечно, Турецкое рондо (3 часть из сонаты для фортепиано №11) – в простонародье – Турецкий марш. Эта музыка, конечно,знакома всем. Но обратите внимание на характерные экзотические детали: в повторяющейся громкой мажорной теме есть типичный турецкий военный ритм, который отбивается раскатистыми аккордами в басу (так изображается турецкий барабан).

Ритм такой: Раз(пауза). Раз (пауза). Раз-два-три. Или: левой… левой… левой, правой, левой.

Владимир Горовиц сделал из этого марша милую безделушку в турецком стиле:

А вот увертюра к “турецкой” опере Моцарта “Похищение из сераля”

Прекрасная Констанца захвачена в плен турками и попадает в гарем (сераль) к турецкому паше вместе со своей хорошенькой служанкой Блондхен. Их возлюбленные бельмонт и Педрилло предпринимают героические попытки освободить любимых от ужасов турецкой тирании. Но тирании никакой нет, и паша совершенно неожиданно оказывается очень благородным человеком. Он демонстрирует всем образец добродетели и прекраснодушия: отпускает девушек и благославляет влюблённых.

Наивная мораль 18 века – нецивилизованные варвары гораздо чище душой, чем испорченные европейцы.

Обратите внимание на полный комплект “турецких” инструментов в этой зажигательной увертюре – тарелки, большой барабан и треугольник.

Венский симфонический оркестр с итальянским дирижёром Фабио Луизи:

Возможно, многие не подозревают, что у Бетховена тоже есть очень популярный Турецкий марш. Это оркестровая пьеса для драматического спектакля под названием “Афинские развалины”. В нём всё те же признаки турецкого стиля – барабанный бас в ритме “раз… раз… раз-два-три…”

На фортепиано этот марш звучит ничуть не хуже. Евгений Кисин играет его с блеском для восторженной публики лондонского Альберт-холла.

Теперь трудно представить себе симфонический оркестр без “турецкого” комплекта ударных инструментов. Но они давно уже используются совершенно в других – не турецких – целях.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here