Герой этого поста – не чета тем, о которых шла речь в предыдущих сериях нашей темы про концертную одежду (Юджа Ванг и Хатия Буниатишвили). Этот человек – вне гламура, сценических понтов и гонок скоростных шмелей Римского-Корсакова.

Австрийский пианист Фридрих Гульда – вообще особая статья в классическом фортепианном исполнительстве. Другого такого нет, это совершенно точно.

Посмотрите на это фото. Здесь Гульда в белой рубашке и черном галстуке с академической плешью играет Бетховена.

А теперь послушайте этот блюз. Можно вообразить себе, что этот отвязный джазовый вокал с психоделическим уклоном принадлежит тому самому “ботанику” филармонической сцены с фотографии выше?

Гульда прожил свою жизнь в двух стихиях одновременно – академической и джазовой, и активно наводил между ними мосты. Этим и объясняется специфика его нарядов. То есть тем, что

  • у него было свободное сознание джазмена, а не зашоренного традицией классического пианиста,
  • и ему было вообще наплевать, как он выглядит на сцене.

Правда, он пришёл к этому уже после 40 лет.

В те годы, когда с концертным дресс-кодом на академической эстраде было вообще очень строго (70-90 годы), он выходил на сцену играть Моцарта в том же наряде, в котором только вчера выступал на каком-нибудь джазовом фестивале или в своём джаз-клубе. То есть – в чём удобно. Он не расставался с характерной этнической шапочкой, а остальное – как придётся. Какая-нибудь темная трикотажная кофта. Такое впечатление, что он годами выступал в одной и той же.

Здесь он играет 2 часть Концерта №23 Моцарта с цепями на шее.

Иногда вместо темной водолазки он надевал белую, а вместо цепей вешал брошку на грудь. В следующем ролике видно, что он вообще не позаботился в зеркало посмотреться перед выходом на сцену. В итоге провёл весь концерт в водолазке, надетой задом наперёд (присмотритесь – шов на горле справа). Здесь он исполняет Коронационный концерт Моцарта как солист и как дирижёр сразу.

Это, конечно, мелочи, учитывая, что однажды он выступал на сцене вообще голым в компании с такой же голой барабанщицей. Правда, это был не академический концерт, а музыкально-этнографический перфоманс.

Но бывали случаи, когда Фридрих Гульда надевал такой вот эффектный пиджак в полоску (на мюнхенском фестивале)

или появлялся с супер элегантном костюме с такой вот цветастой кепке:

Фридрих Гульда мог себе позволить вообще всё, и к нему не возникало никаких вопросов. Потому что его репутация пианиста совершенно безупречна.

Этот человек дважды (!) записал все 32 фортепианные сонаты и концерты Бетховена , все сонаты Моцарта, 48 прелюдий и фуг Баха (это всё равно, что написать полку книг по философии), не считая много чего другого, и застолбил себе место в ряду лучших пианистов 20 века. Причём это место единственное в своём роде, потому что он играл классику так, что она звучала абсолютно актуально.

Вот ария Зарастро из “Волшебной флейты” Моцарта в переложении для фортепиано. Гульда умеет абсолютно точно выдержать стиль классики, но при этом вытащить академическую музыку из-за стекла музейной витрины. Послушайте, как красиво.

Еще очень впечатляет великолепная Ария Баха в его исполнении. Она была в предыдущем посте о “Восьми словах из арсенала классической музыки

Поделиться:

3 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here