белое солнце пустыни

Этот любимый многими, действительно народный фильм уже давно разошёлся на цитаты и мемы, многократно проанализирован и разобран, практически, на винтики.

О его истории написаны книжки и собраны коллекции режиссёрских ляпов (а это главный признак народной любви). Подробно обсуждены даже гипотетические версии фильма: а что было бы, если б на роль Сухова взяли всё же Юматова, как планировалось первоначально, а на роль Верещагина — Копеляна?

В общем, при всех его больших плюсах и маленьких минусах он стал частью культурного сознания любого россиянина, которому больше 30-ти.

Режиссёр «Белого солнца» — Владимир Мотыль, сценаристы — Рустам Ибрагимбеков и Валентин Ежов.

Фильм создавался на редкость долго и муторно — около трёх лет. Менялся сценарий и сценаристы, режиссёры и актёры, куда-то утекали бюджеты, бесконечно заседали худ.советы, которые критиковали картину по всем позициям и вносили десятки поправок, согласовывались решения и изобретались способы выхода из тупиковых финансовых ситуаций.

В итоге то, что получилось на выходе, только отдалённо напоминало то, что задумывалось в начале. Как после такой истории фильм не получился вообще мертворожденным — загадка.

А вот музыка с первого раза попала в десятку.

Исаак Шварц

Музыку к «Белому солнцу пустыни» написал, как известно, Исаак Шварц — композитор с серьёзной академической выучкой, протеже Шостаковича.

Написанные им балеты и симфонические сочинения остались только фактом его творческой биографии, хоть и исполняются иногда, очень редко. А вот за музыку к фильмам (их всего более ста) он получил звание народного артиста РФ, авторитет среди профессионалов и настоящую народную любовь.

С кинематографом Шварца связала нужда ещё в ранней юности. Когда его отца — профессора Ленинградского университета — арестовали и вскоре расстреляли, семья «врага народа» была выслана в Таджикистан. Мать долго не могла найти там работу, и 15-летний парень кормил семью, работая тапёром в кинотеатре под открытым небом. Это было в 30-е годы.

Шварц — мастер лирического жанра, отличный профессионал и очень хороший мелодист. Когда вспоминаешь его главные работы в кино («Женя, Женечка и Катюша», «Звезда пленительного счастья», «Мелодии белой ночи», «Станционный смотритель», «Соломенная шляпка» и многие другие) эти мелодии сразу же начинают звучать в сознании.

Сам Шварц не раз говорил, что его цель в кино — создать максимально простое и максимально ёмкое выражение главной мысли. Это он умел, и в «Белом солнце пустыни» практически идеально воплотил. По крайней мере, сам он считал этот фильм главной своей удачей.

Весь саундтрек он строит на двух темах: одна принадлежит Сухову, другая Верещагину.

Правда есть ещё одна песня,но о ней отдельный разговор: 👉Шаляпин квест в «Белом солнце пустыни»

Два героя, оба главные

Если задать себе вопрос — кто в «Белом солнце пустыни» главный герой, Сухов или Верещагин, то так сразу и не ответишь.

Поскольку главная сюжетная канва фильма — это история о том, как демобилизованный красноармеец Сухов спасает гарем Абдуллы, то получается, что он и главный. Во всяком случае, так первоначально было задумано создателями фильма.

Но в процессе работы над фильмом второстепенный персонаж Павла Луспекаева — таможенник Верещагин — как-то незаметно вышел на первый план, потеснив своим мощным плечом и товарища Сухова, и Абдуллу с Саидом.

В итоге получилось, что героев двое, и оба хороши. Оба два бывалые солдаты, оба точно знают, где зло и где добро, что такое долг, слабого в обиду не дают, лишнего не говорят, достоинства не теряют, водку пить умеют. Наши люди.

Но у каждого из них свой вектор. Сухов — это типаж из русского фольклора. Смекалистый солдат, крестьянский сын, который и суп из топора сварит, и политработу в гареме организует, и Бабу Ягу Абдуллу перехитрит.

Он мечтает оставить эту войну позади и поменять свой походный чайник на нормальный самовар. У него в голове будущее в образе родной самарской деревни и разлюбезной супруги Катерины Матвевны. И нам ясно: такой, как он, дойдёт туда, куда ему так надо, обязательно.

Кстати, совершенно непонятно, за что так критиковали (много и беспощадно) замечательного Алексея Кузнецова — исполнителя роли Сухова — в процессе обсуждения съёмочного материала.

А у Верещагина, наоборот, вся жизнь в прошлом. И боевая молодость с георгиевскими крестами, и таможня, и Москва с православными храмами (помните картинки на стене?). Сына похоронил, мундир свой на павлинов сменял и мается теперь на чужбине без смысла и цели.

Он — мощная, трагическая фигура на разломе жизни, и ясно, что у него финал один, без вариантов — героическая смерть.

Поэтому у каждого из них своя музыка.

Добрый день весёлая минутка. Сухов

Режиссёр «Белого солнца пустыни» Владимир Мотыль так сформулировал творческую задачу: «Я хочу сделать вестерн, но по-русски, с русскими героями». И действительно, все признаки жанра налицо: герой, который в огне не горит и в воде не тонет, злодеи — убийцы невинных, схватки, кони, взрывы, перестрелки.

Но музыки в таком духе (как, к примеру, в «Неуловимых мстителях») здесь нет. Исаак Шварц избегает шаблона, и красноармеец товарищ Сухов у него вообще нестандартно клонится в сторону лирики.

Его тема — это простой ностальгический мотивчик в духе мещанского романса. Он вытекает из сквозной линии фильма — сладкой грёзы Сухова о белых берёзках в зелёной траве и Катерине Матвевне в цветастых ситцах.

Кларнет, флейточка, балалайка и гармонь. И ещё нежная арфа с тихим звоном челесты.

Мираж в пустыне, мечта солдата о мире.

Эта музыка на корню разрушает все шаблоны кинобоевика. Причём, на контрасте драматических событий и музыки получается какой-то третий, довольно сложный эмоциональный эффект.

Я мзды не беру. Верещагин

Во второй половине фильма приходит очередь другого героя — таможенника Верещагина. Тут никак нельзя не сказать, что этот персонаж — памятник сразу двум незаурядным личностям.

Первый — это исторический прототип Верещагина, командир Гермабского погранотряда в составе Закаспийской пограничной бригады Михаил Дмитриевич Поспелов.

Об этой легендарной, действительно богатырской личности много написано, но лучше посмотреть этот небольшой 👉документальный фильм.

Возможно, Павел Луспекаев получил эту роль не в последнюю очередь из-за редкого внешнего сходства с Поспеловым. Как будто один и тот же человек снят в разном возрасте:

Михаил Дмитриевич Поспелов и Павел Борисович Луспекаев
Михаил Дмитриевич Поспелов и Павел Борисович Луспекаев

И конечно, роль Верещагина — это памятник её исполнителю, замечательному актёру Павлу Луспекаеву, который он воздвиг сам себе за год до своей смерти.

На момент съёмок фильма Луспекаеву только что исполнился 41 год. Незадолго до этого он перенёс четыре операции по ампутации сначала пальцев на ногах, а затем обеих стоп (одна — наполовину). Он учился ходить и только что поборол тяжёлую медикаментозную наркоманию.

На его блестящей театральной карьере был поставлен крест: из ленинградского БДТ его уволили по инвалидности. Понятно, что он переживал, ОЧЕНЬ мягко говоря, сложный период в своей жизни.

Приглашение сняться в «Белом солнце пустыни» стало для него выходом из личного и творческого тупика. Он горел этой ролью и весь фильм снимался на протезах, преодолевая боль.

И кто бы мог его переиграть? Тем более, что, как говорили потом его друзья, это было полное личностное совпадение персонажа и актёра. Неудивительно, что именно Верещагин стал «лицом» этого фильма и символическим героем российской таможенной службы.

Но мы о музыке.

Значит, моя песенка до конца не спета…

Знаменитая песня Верещагина прибавляет 100 очков к его образу и, фактически, делает фильм.

Никому не надо рассказывать, насколько она была популярна. Интересно, многие до сих пор считают, что песня целиком (и слова, и музыка) принадлежит Булату Окуджаве.

И эта ошибка вполне объяснима. Потому что мелодия Шварца выразила дух и букву текста Окуджавы так точно, как будто песня целиком родилась в одной голове. Это даже сам Окуджава отмечал.

Окуджава и Шварц были хорошим друзьями, единомышленниками и людьми с очень похожей биографией. Их творческий тандем был украшен не одним шедевром.

Возможно, не все обратили внимание, как впервые появляется тема Верещагина, ещё до его песни. «Ты в чей дом забрался? Отвечай!» — допрашивает Верещагин Петруху. Камера скользит по аккуратно прибранной кровати, самовару, пулемёту между горшками с геранями.

А за кадром звучат три коротких мотива из песни. Первый у гитары, потом — с тяжёлым трагическим оттенком у виолончели, и продолжение у трубы. Всего одна минута, но про Верещагина сказано главное: и про его тоску, и про его близкую смерть, и про то, что он настоящий, крутой боец. Шедевр музыкальной лаконичности.

Ну, а песня договаривает остальное: Верещагин — осколок царизма за бортом истории, офицерская кость, фаталист и широкая русская натура. Лексика текста и стиль музыки не оставляют сомнений на этот счёт.

Луспекаев спел эту песню сам, Шварц и написал её специально под его голос.

Дальше фильм покатится к трагическому концу под музыку Верещагина. Весь саундтрек второй половины фильма построен на разных вариантах этой мелодии.

Два фрагмента, где музыка особенно впечатляет: сцена, где Верещагин запирает жену в доме, чтобы идти на подмогу Сухову, и, конечно, схватка на баркасе, тот момент, когда Сухова кричит ему «Верещагин, уходи с баркаса!» Последний бой ветерана под звуки боевого барабана и трубы.

Песня трижды звучит в фильме отдельными куплетами. А когда голос Верещагина за кадром звучит в третий раз, уже после его гибели, все четыре куплета этой песенки складываются в конспект всей его жизни.

✔Ваше благородие, госпожа разлука,
Мы с тобой родня давно, вот какая штука,
Письмецо в конверте погоди не рви.
Не везет мне в смерти, повезет в любви.
✔Ваше благородие, госпожа чужбина.
Жарко обнимала ты, да только не любила.
В ласковые сети, постой, не лови.
Не везет мне в смерти, повезет в любви.
✔Ваше благородие, госпожа удача.
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце, постой, не зови.
Не везет мне в смерти, повезет в любви.
✔Ваше благородие, госпожа победа.
Значит моя песенка до конца не спета.
Перестаньте черти клясться на крови!
Не везет мне в смерти, повезет в любви.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here