Констанция Моцарт
(портрет выше)
Вдовство Констанции Моцарт пришлось на бурный рост интереса к персоне Моцарта и всеобщего признания его гениальности (толчком стала его неожиданная и загадочная смерть).
На момент смерти Моцарта Констанции было двадцать девять лет. Она осталась с долгами мужа и двумя маленькими детьми. Но ей удалось на 100% использовать растущую славу покойного супруга: она выступала в концертах со своей сестрой как «вдова гениального Моцарта», выучила младшего сына музыке, переименовала его в Вольфганга Амадея и устраивала его концерты с намёком на «второе явление Моцарта».
К этой деятельности она подключила и своего второго мужа, который начал (но не успел дописать) писать биографию Моцарта со слов Констанции.
До сих пор музыковеды фильтруют эти её слова, отделяя правду от романтических фантазий.
По непонятной причине Констанция впервые задалась вопросом, где же похоронен её супруг, только спустя восемнадцать лет после его смерти (и то не по своей инициативе). В результате точное место его захоронения было утеряно.
⭐ И всё же: как хоронили Моцарта?
Но — надо отдать ей должное — она сберегла в целости и сохранности все рукописи Моцарта.
Клара Шуман
Клара Шуман ещё при жизни своего мужа прославилась как выдающаяся пианистка и композитор. Она была любовью всей жизни, музой и альтер эго Шумана и родила ему восьмерых детей. На её плечах лежал также основной груз по материальному обеспечению семьи.
В год смерти Шумана (он умер в психиатрической лечебнице) ей было тридцать семь лет. С этого момента она перестала сочинять музыку, но стала больше гастролировать, чтобы обеспечить детей.
⭐ Рейтинг жён великих композиторов
За сорок лет своего вдовства Клара пережила много семейных и личных драм. Она похоронила троих взрослых детей, взяла на воспитание осиротевших внуков. Но, несмотря ни на что, она упорно занималась распространением музыки Шумана: играла его сочинения по всему миру, а также отредактировала и издала бóльшую часть его наследия.
Клара больше не вышла замуж и до конца дней носила чёрные платья и чёрную ленту в причёске.
Козима Вагнер
Вторая жена Вагнера Козима (она была дочерью Ференца Листа) пережила его на сорок семь лет.
⭐ Рихард Вагнер и Козима фон Бюлов
Поскольку Вагнер ещё при жизни был для неё богом, после его смерти она посвятила свою жизнь увековечиванию его идей и творений.
Вместе с детьми она создала семейную империю имени Рихарда Вагнера и продолжила грандиозный вагнеровский проект байройтского Фестшпильхауса.
⭐ Дас ист фантастиш: театр Вагнера в Байройте
Благодаря ей он до сих пор является «местом силы» для правительства Баварии и всех фанатов этого композитора.
Антонина Милюкова-Чайковская
Законная жена Чайковского Антонина Милюкова, несмотря на все его мольбы, так и не дала ему развода. Хотя сама успела вступить в гражданский брак с другим человеком, родить от него двоих девочек и одного мальчика (она назвала его Петей) и всех троих последовательно сдать в воспитательный дом, где они вскоре умерли.
После смерти Чайковского она стала законной вдовой композитора и закрепила этот почётный статус, написав тёплые воспоминания о «муже».
Чайковский включил её в своё завещание, выделив ежемесячное пособие на её содержание, и на эти деньги она прожила ещё двадцать четыре года. Последние десять лет — в петербургской психиатрической лечебнице.
Альма Малер
Жена и муза великого австрийского дирижёра и композитора Густава Малера стала вдовой в тридцать четыре года.
И очень похоже, что его безвременная кончина была ею вольно или невольно ускорена. Малеру пришлось даже решать свои семейные проблемы с помощью психоанализа.
⭐ Как Густав Малер лечился у Зигмунда Фрейда
Свой статус «вдовы Малера» она очень ценила и гордо несла всю жизнь (Томас Манн называл её «великой вдовой»). Ни один из героев её многочисленных последующих романов и двух замужеств не мог сравниться по весомости своих художественных заслуг с Малером. Он был лучшим экспонатом в её любовной коллекции ярких творческих личностей (Климт, Цемлинский, Малер, Кокошка и др.). Поэтому вступая в новый брак, она просто прибавляла к фамилии Малер фамилию нового мужа.
К старости она вошла в образ живой реликвии венской художественной богемы начала века и носительницы духа Малера. Все известные дирижёры и композиторы считали необходимым причаститься визитом к «великой (и ужасной) вдове».
Она написала две книги воспоминаний о Малере, где исказила факты и подделала документы в свою пользу так грубо и бесцеремонно, что до сих пор её проклинают все биографы композитора.
Лина Прокофьева и Мира Прокофьева
Так уж получилось, что у Прокофьева было де-юре две вдовы.
На русско-испанской певице Лине Любера (это её сценический псевдоним) Прокофьев женился во время эмиграции и спустя десять лет привёз её в СССР вместе с двумя сыновьями.
Но через некоторое время у него случился курортный роман с юной студенткой литинститута Мирой Мендельсон и он ушёл из семьи к новой любви как раз накануне войны.
Естественно, что Мира поставила вопрос о регистрации отношений. В 1948 году Прокофьев по совету добрых людей подал в самый гуманный суд в мире иск о признании недействительным брака, заключенного с иностранной подданной. Иск был немедленно удовлетворён без оповещения второй стороны.
А через пару недель Лина была арестована по четырём ложным доносам и после девяти месяцев допросов и пыток отправлена в лагерь за полярный круг на двадцать лет.
Уже там она услышала по радио о смерти Прокофьева (1953 год).
Лина отсидела восемь лет, была реабилитирована и вернулась в Москву. Только тогда она узнала, что её брак был аннулирован без её ведома. А законная вдова и наследница — не она и дети Прокофьева, а совсем другая женщина. Лина подала в суд иск о признании развода недействительным.
В итоге иск был удовлетворён. Лина стала официальной вдовой (ещё одной) композитора. О дальнейшей судьбе Лины Прокофьевой можно почитать здесь 👇
⭐ Дети и внуки Сергея Прокофьева
Вдове №2 Мире Мендельсон (её брак тоже был признан законным) пришлось поделиться наследством с вдовой №1 и сыновьями Прокофьева. Она умерла довольно рано, в пятьдесят три года, оставив воспоминания о муже.
Ирина Шостакович
Ирина Шостакович (Супинская) стала третьей женой великого советского композитора в 1962 году.
Она работала литературным редактором в издательстве «Советский композитор» и была младше Шостаковича на двадцать восемь лет. Они прожили вместе тринадцать лет.
После смерти мужа Ирина Шостакович унаследовала третью часть авторских отчислений. На эти деньги она создала следующие проекты:
- Архив Шостаковича (организация по собранию и научной систематизаций автографов и сведений о жизни и творчестве композитора)
- издательство «DSCH» (Дмитрий Шостакович), выпускающее Полное собрание сочинений Шостаковича в 150 томах и книги о его жизни и творчестве, а также посвящённый Архиву и издательству сайт.
- Международную ассоциацию Шостаковича в Париже. Там хранятся дубликаты всех архивных документов и коллекция записей исполнений его сочинений.
Сейчас Ирине Антоновне восемьдесят шесть.