Кто не знает Архиповского, тот много потерял, но, с другой стороны, у такого человека в перспективе есть счастье услышать его впервые.
При этом совершенно не важно, как вы относитесь к балалайке, возможно, вы терпеть это «трень-брень» не можете. Тут всё дело в том, что эта балалайка прилагается к практически гениальному музыканту, так что все балалайки — это одно, а #балалайка Алексея Архиповского — это совершенно другая песня.
Два слова об этом инструменте
для того, чтобы было понятно, с чем имеет дело Архиповский.
Балалайка — элементарный инструмент (это не значит, что на нём просто играть). Корпус, гриф и три струны (когда-то было и того меньше — две). Звук короткий, резкий. Историческая репутация — скандальная. Во всех древних упоминаниях рядом с балалайкой всегда то драка, то пьянка, то буйное веселье с непристойными частушками.
Примерно так:
Кстати, Шариков играет не на народной (совсем примитивной), а на современной, концертной балалайке. Это результат реконструкции, которую в конце 19 века предпринял Василий Васильевич Андреев (и создал свой знаменитый оркестр балалаечников и домристов).
У Архиповского два классических инструмента лучших мастеров той поры — Семёна Ивановича Налимова и Иосифа Игнатьевича Галлиниса. Им плюс-минус сто лет.
Они акустические, но их звучание «облагорожено» и усилено за счёт специальных приспособлений. Поэтому мы слышим такой необычный, красивый звук.
И дело не только в звуке.
Архиповский вывел свою балалайку из амплуа «исконно русского» персонажа на свободную космическую орбиту. Никаких фантазий на тему «Камаринской» и «Светит месяц» — традиционного репертуара всех балалаечников. Он в принципе не интерпретатор.
Архиповский играет собственную музыку в своём стиле, названия которому нет, композитором себя не считает, нотами свою музыку не записывает. В общем, проторённые дороги — не в его стиле.
Принципиальный одиночка
Никогда до Архиповского балалаечники не выступали на сцене соло, вовсе без аккомпанемента. Никто не верил, что можно только одной балалайкой удержать внимание зала в течение всего концерта. Один исполнитель на сцене (кроме пианистов и гитаристов) — вообще довольно редкая картина.
Но Архиповский устраивает со своей балалайкой сеанс музыкальной магии и перфоманс одновременно. И скучать не приходится.
Он играет с такой радостью от своего дела, от своей балалайки, от музыки, что не заразиться этим невозможно.
Вот Архиповский (ещё не Алексей, а просто Лёша) в те времена, когда он только начинал свою карьеру в Смоленском оркестре народных инструментов, носил академический фрак с бабочкой и играл «Барыню».
Как он это делает?
На этот вопрос нет ответа.
Архиповский — это смешанный образ Паганини, Джими Хендрикса (его кумиры) и русского скомороха. Но к этому прилагается очень тонкая лирическая душа.
Его виртуозность — явление запредельного — высшего уровня, когда в этом нет ни усилия, ни пота, а есть полное физическое слияние с инструментом и свободный эйфорический полёт в пространстве музыки.
Огромный арсенал всяческих штрихов и звуковых эффектов, головоломная техника на грани цирка и даже хулиганства (он же скоморох), при этом всё безупречно чисто и музыкально.
Лёгкость, с которой он это делает, производит впечатление чуда, поэтому те, кто видит и слышит Архиповского, испытывают ощущение детского восторга от этой музыки без границ возможного.
Публика на его концертах обычно своих чувств не скрывает и влюбляется в Лёшу (Алексей для него звучит слишком чопорно) навеки.
Немного фактов для общей картины
Алексей Архиповский родом из Туапсе, закончил музыкальное училище имени Гнесиных, работал солистом в оркестрах Виктора Дубровского и Людмилы Зыкиной, прошёл стадии увлечения роком, отечественным фолком (сотрудничал с российскими и зарубежными группами). В последние годы предпочитает сольную карьеру.
Сейчас ему 52 года, у него международная известность, титул «Паганини балалайки» и полные аншлаги везде, где бы он ни выступал.
Не заслуженный, не народный — наверное, выдвинуть некому.