Рукопись третьей части Лунной сонаты Бетховена.

Не все произведения, которые выходят из-под пера гениальных людей, гениальны в одинаковой степени. Бывают и неудачи. Композитор видит это сразу, поскольку он профи, а публика оценивает музыку по своим, любительским критериям. И тут возникают противоречия.

1. Фридерик Шопен не любил своею Фантазию-экспромт — популярнейшую сегодня пьесу. И даже её стыдился.

Он понял,что невольно фактически скопировал идею финала Лунной сонаты Бетховена: та же тональность, те же пассажи в правой руке.

При жизни он её не публиковал, и перед смертью велел своему другу Юлиану Фонтане сжечь рукопись. Но тот не выполнил завещание. Экспромт был издан и очаровал публику навеки.

2. Петр Ильич Чайковский не высоко оценивал своего «Щелкунчика». Этот балет казался ему гораздо более слабым, чем «Спящая красавица».

3. На рукописи своей Пятой симфонии Чайковский написал: «Страшная гадость»

4. Морис Равель считал, что его сверх популярное Болеро — вообще не музыка. И удивлялся, что оркестрам приходит в голову играть эту пьесу.

Иногда авторы не любят свои произведения по той причине, что они стали уж слишком популярны. Это загоняет композитора в узкую нишу одного образа: Равель — это «тот, кто написал Болеро», Бетховен — «тот, кто написал Лунную сонату».

5. Людвиг ван Бетховен считал, что его Лунная соната не стоит такой популярности, которую она имела уже при жизни композитора. «У меня есть много чего получше, чем эта соната», — с раздражением говорил он.

6. Сергей Рахманинов тоже стал жертвой небывалой популярности его ранней прелюдии до-диез минор. Он говорил о неё примерно то, же, что и Бетховен о Лунной сонате:

«Помимо сочинённой мною Прелюдии cis-moll, у меня есть и другие веские причины претендовать на моё положение в музыкальном мире».

Прелюдия была невероятно популярна в Англии и США. Она исполнялась в джазовых обработках, её играл Микки Маус в диснеевском мультфильме. У Рахманинова не было ни одного концерта, где он не сыграл бы её по требованию публики.

«Я жалею, что когда-то её написал… «

Возможно, Рахманинова раздражало ещё и то, что в своё время он не зафиксировал авторское право на это произведение, и до конца своих дней не имел со всех её многочисленных исполнений ни копейки.

Иногда композиторам приходится писать музыку против своей воли, в силу сложившихся обстоятельств. И тогда эти произведения напоминают им о собственном конформизме.

7. Для Дмитрия Шостаковича оратория «Песнь о лесах», которая часто звучала по радио в советское время, была символом его творческого и человеческого унижения.

Он написал её после разгромного постановления Политбюро от 1948 года, в котором был обвинен в «формализме» и «пресмыкательством перед Западом». Автор Ленинградской симфонии был лишён звания профессора и уволен из консерватории с записью в трудовой книжке «за профнепригодность».

«Песнь о лесах» была попыткой примирения с властью, жестом раскаяния. После премьеры оратории Шостакович пришел в свой гостиничный номер и заплакал.

8. Петр Ильич Чайковский написал свою ура-патриотическую увертюру «1812-й год» к открытию собора Христа Спасителя. Это был заказ в параметрах пафосного официоза. Чайковский включил туда колокола и пушки, и сам говорил, что эта музыка написана без души и не достойна исполняться ещё когда-либо.

Но увертюра стала популярной, особенно в США, где она всегда исполняется в День независимости.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here