виртуозы
Дьёрдь Циффра

Супервиртуозность (то есть способность легко исполнять технически сложную музыку) – это не обязательный признак великого пианиста, поскольку искусство – это не спорт. Она имеет смысл только в том случае, когда к этому прилагается что-то более важное.

Легендарный пианист Владимир Горовиц сказал: “Фортепианная игра состоит из здравого смысла, сердца и технических средств”.

Здесь те пианисты, игра которых соответствовала этой формуле, но владение последней (технической) составляющей было особенно впечатляющей.

XIX и XX век

1. Ференц Лист

Анри Леман. Портрет Ференца Листа.
Анри Леман. Портрет Ференца Листа.

Свою фортепианную карьеру Лист начал ещё в детстве. Но качественный сдвиг в его сознании произошёл тогда, когда он услышал игру Паганини. Это произвело на него такое сильное впечатление, что он поставил себе целю добиться таких же высот на своём инструменте.

Благодаря своей незаурядной одарённости, продуманной системе развития техники, терпению и упорству (он отрабатывал один приём часами) Лист этой цели добился. Он стал стал виртуозом №1, настоящим кумиром толпы, поп идолом. Гейне писал о “листомании”, охватившей Европу.

Об уровне его игры мы судим не только по воспоминаниям тех, кто слышал его своими ушами. Лист зафиксировал свою виртуозность в многочисленных сочинениях для фортепиано. Они и сейчас, спустя 150 лет, составляют стержень фортепианного репертуара высшей сложности.

2. Антон Рубинштейн

Илья Репин. Портрет Антона Рубинштейна.

Виртуозность Антона Рубинштейна не была для него самоцелью. Выбирая между яркой образностью и филигранностью отделки, он склонялся к первому и производил сильнейшее впечатление на публику.

Он стал отцом-основателем русской фортепианной школы и заложил в её фундамент приоритет смысла над внешним блеском. В просветительских целях он сыграл в серии “Исторических концертов” почти всё, что было написано для клавира, сопровождая исполнение лекциями.

И, конечно, ему принадлежит заслуга революционных изменений в концертной жизни России (создал Русское музыкальное общество) и в профессиональном музыкальном образовании (открытие Петербургской консерватории). Не уже говоря о том, что он автор огромного количества музыки в разных жанрах.

3. Леопольд Годовский

Польский пианист Леопольд Годовский играл на фортепиано, сколько себя помнил, и все основы фортепианной техники постиг интуитивно. Фактически, он был самоучкой. Как он сам говорил, “я нигде не учился дольше трёх месяцев”.


Годовский обладал невероятными, почти сверхъестественными резервами виртуозности. Он оставил после себя целую коллекцию головоломных (пальцеломных) по сложности транскрипций фортепианных произведений Шопена и Листа. Даже сейчас, в век поголовной исполнительской виртуозности, их играют только единицы.

4. Иосиф Гофман


Слава этого пианиста родом из Польши началась ещё в раннем детстве. К одиннадцати годам он объехал с гастролями почти весь мир. В первой трети XX века он был безусловной звездой на фортепианном небосклоне.

Гофман был невероятно талантлив. Он обладал феноменальной памятью и способностью воспроизводить на слух музыку любой сложности. У него был громадный репертуар и поражающий воображение технический уровень, несмотря на маленькие руки.

При этом музыка не было его единственной страстью. Он обладал яркими способностями в точных науках, был изобретателем и увлечённым автомобилистом.

Видеозаписей его сохранилось очень мало. Здесь он играет Прелюдию до-диез минор Рахманинова.

5. Сергей Рахманинов


Рахманинов-пианист был любимцем русской публики с юных лет. Но звездой мирового уровня он стал только после сорока лет.

Когда он эмигрировал из России, ему пришлось срочно поднимать свой уровень фортепианной техники до самых высоких стандартов и расширять свой репертуар, чтобы отдать долги и прокормить концертами своё семейство.

Полгода он не вставал из-за рояля. Его целью было достичь уровня Гофмана, которого он считал лучшим пианистом мира (кстати, ему Рахманинов посвятил свой великолепный Третий фортепианный концерт). Своей цели он достиг, и в некоторых отношениях оставил Гофмана позади.

Как и все виртуозы того времени, он исполнял усложнённые варианты самых техничных произведений Листа, делал виртуозные транскрипции симфонических произведений (например, “Полёт шмеля” Римского-Корсакова). Его большая рука с огромной растяжкой позволяла ему играть что угодно с максимальной свободой и блеском.

Руки Рахманинова.
Руки Рахманинова.

Подробнее о Рахманинове – здесь.

6. Владимир Горовиц


Горовиц закончил Киевскую консерваторию у Феликса Блюменфельда и тоже уехал на Запад в 20-е годы. В США он сделал блестящую карьеру как пианист-виртуоз с безграничными техническими возможностями и захватывающей, почти гипнотической силой воздействия на публику.

Его уникальный пианистический аппарат был дан ему от природы. Поэтому он мог надолго прерывать свою концертную карьеру и вообще не подходить к роялю, а потом возвращаться без всяких потерь.

Он сделал несколько замечательных концертных транскрипций , которые вошли в классический фонд фортепианной музыки.

Горовиц давал концерты до глубокой старости. Видеозаписи запечатлели только поздний период его выступлений. Здесь ему 83, и он играет “Грёзы” из “Детских сцен” Шумана на московском концерте в БЗК 1986 года.

7. Дьердь Циффра


О жизни этого венгерского пианиста цыганского происхождения можно снимать сериал не меньше, чем в трёх сезонах. Чего только не было в его жизни!

В детстве ему пришлось выступать в цирке, чтобы заработать на кусок хлеба (его номер заключался в том, что он моментально подбирал и бойко исполнял любую музыку по желанию публики). Потом появилась возможность учиться в консерватории, дальше – война, плен, попытка эмиграции из социалистической Венгрии, три года тюрьмы по политическим обвинениям, долгое восстановление повреждённых рук и, наконец, выезд на Запад и огромный успех в Европе.

Фортепианная техника Циффры вместе с его взрывным темпераментом производили сильное впечатление на публику. Его исполнение самых сложных сочинений Листа иногда выглядело как цирковой номер.

В этом ролике – “гвоздь” его листовского репертуара – “Большой хроматический галоп”

Подробнее о Циффре – здесь.

XXI век

В 21 веке общий уровень фортепианной техники необыкновенно возрос. То, что во времена Шопена и Листа считалось вершиной сложности, теперь входит в учебную программу музыкальных училищ и консерваторий. Высочайший виртуозный уровень стал профессиональной нормой для концертирующего пианиста. Сегодня в дефиците другое – индивидуальность,содержательность, интеллект, умение захватить аудиторию.

Но всё же есть пианисты, репутация которых в первую очередь основана на выдающейся виртуозности. Список здесь может быть достаточно большим. Выделим только двух пианистов с уникальным творческим почерком.

8. Марк-Андре Амлен


Это очень авторитетная фигура сегодняшнего фортепианного исполнительства, канадский пианист с огромным размахом репертуарных интересов. В этом ему нет сегодня равных.

Отдельная тема в его творчестве – самые виртуозные сочинения двух последних веков. Он записал диски с сочинениями Листа, Шарля Алькана (французский пианист, современник Листа), Чарлза Айвза. А также (впервые) беспрецедентный по сложности полный цикл этюдов Шопена-Годовского.

Амлен – музыкант-просветитель и активно сочиняющий пианист. В продолжение традиции романтических концертных этюдов, которая закончилась на Рахманинове, он написал Двенадцать этюдов в минорных тональностях. Их сегодня играют многие пианисты.

Здесь его Этюд №6, вдохновлённый сонатами Доменико Скарлатти.

9. Аркадий Володось


Пианист из Петербурга, живущий в Испании.

Он сравнительно поздно начал целенаправленно заниматься фортепиано, но довольно быстро достиг высочайших стандартов фортепианной игры (он ученик Дмитрия Башкирова). Свою стремительную мировую карьеру он сделал без единого конкурса.

Виртуозность этого пианиста означает не только “сложно и быстро”. Это почти цифрового уровня тонкость каждой детали, каждого штриха и каждого звука.

Репертуар Аркадия Володося свободен от штампов и отражает его нестандартные интересы. Каждый его диск – событие в мире музыки.

Так же, как и все большие пианисты, он делает собственные фортепианные транскрипции высочайшего уровня сложности.

К сожалению, качественных видеороликов у него нет. Здесь он играет Венгерскую рапсодию №15 (“Ракоци-марш”) Листа.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here