И.Босх. "Сад земных наслаждений"

Самый знаменитый триптих Иеронима Босха, который искусствоведы, чтоб не путаться, назвали “Сад земных наслаждений”, даст фору всем фильмам Хичкока и Спилберга вместе взятым.

Если смотреть слева направо, то на наших глазах милое пасторальное преобразится в странное, а странное в кошмарное, и на третьей створке триптиха мы окажемся в аду.

Здесь мы увидим сцену мучений тех (в том числе), кто при жизни грешил музыкой.

Страшное преступление и ужасное наказание

Наверняка, когда они были живы, эти люди и думать не думали, что делают что-то плохое, сочиняя мадригалы и танцы с целью изящно провести свой досуг и развлечь прекрасными звуками ближних своих.

А надо было думать! Потому что святые отцы давно предупреждали: что не есть священные песнопения, то – дьявольское пиликанье!

Иероним Босх, судя по всему, был с этим совершенно согласен.

Все популярные в XV веке светские музыкальные инструменты он выписал во всех деталях, чтобы никому не повадно было на них играть. А кто играет, тому вот что будет!

Соберёмся с духом и рассмотрим этот фрагмент (лучше не на сон грядущий).

Струны арфы проросли сквозь арфиста (1). Лютнист распят на грифе лютни (2). Барабанщика заперли в барабане (он с ужасом смотрит из прорезанного окошка), и демон стучит по нему колотушкой (3).

Несчастный флейтист сгибается под тяжестью огромного шалмея (старинный кларнет), в раструбе которого застрял грешник, и какое-то страшное создание дует в него, что есть сил (4).

Гигантская колёсная лира поставлена вверх тормашками, чтобы лирник там, наверху, до скончания веков крутил её ручку, держа в другой руке чашку для денег (5).

А внутри корпуса лиры мается кто-то, отбивая ритм всей этой адской какофонии на треугольнике (7).Вокалисты что-то вопят хором на втором плане.

Трудно сказать, кому тут хуже всех. Возможно тому, кто придавлен огромной книгой с нотами. Сверху на книге ещё стоит огромная лютня, в демон для полноты ощущений ещё и выворачивает музыканту руку (6).

Над этим всем изображена отвратительная красная волынка.

И самая музыконенавистническая придумка Босха – ноты, выписанные на ягодицах какого-то несчастного (8).

Что означают эти ноты?

Что за музыка записана на таком неожиданном месте?

Ноты не круглые, а квадратные. Линеек не пять, а четыре. Так выглядел нотный текст в те времена. Можно ли его прочитать?

В 2003 году шведский инструментальный ансамбль Vox vulgaris попробовал это сделать, приложив много воображения, получилась вот такая жутковатая композиция:

Они выпустили диск, но остались практически незамеченными.

А в 2014, в самую пору расцвета соцсетей, одна американская девушка, ничего не знавшая об опыте шведской группы, увидела эти ноты на… на этой части тела грешника, за пять минут их прочитала, как могла, сыграла на пианино и выложила в сеть.

То, что она выложила, и близко не имеет отношения к тому, что написал Босх на… на своей картине. Она чуть позже и сама написала в своём блоге: ой! это я чушь, конечно, выложила! я проконсультируюсь с музыкантами и исправлю! (и ничего не исправила, конечно).

Но сенсация всегда привлекательнее, чем правда, поэтому тема была подхвачена и покатилась в массы как снежный ком. Теперь уже как только эту фейковую “музыку ада” не обработали – и хором её поют, и ансамблями всяческими играют.

Приводить пример не будем, чтобы не тиражировать эту ерунду.

Скорее всего, Босх не имел в виду ничего конкретного, он просто очень не любил музыку.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТ.

Please enter your comment!
Please enter your name here