Самый феерический успех в своей жизни Бетховен пережил в 1813 году. И его причиной стало произведение, музыку которого сейчас никто практически никто не знает — «Победа Веллингтона» или «Битва при Витории»).
Веллингтон — это английский полководец, прославившийся в боях с наполеоновской армией, победитель в битве при Ватерлоо.
Ещё до Ватерлоо, в 1813 году он выиграл военное сражение с армией Жозефа Наполеона около испанского города Витория, что привело к полному освобождению этой страны. А Веллингтон получил за эту победу звание фельдмаршала.
На первый взгляд, ничего не понятно. Какая связь между немцем Бетховеном, жившем в Вене, и англичанином Веллингтоном, разгромившем французскую армию в Испании?
История такая.
Механик Мельцель
У Бетховена был приятель по имени Иоганн Мельцель. Он был музыкантом и механиком. Мельцель, как известно, изобрёл метроном, сделал особую слуховую трубку для глухого Бетховена, а также сконструировал механическое устройство для автоматического воспроизведения музыки («пангармоникон»).
При всём этом Мельцель имел незаурядное коммерческое чутьё. Он задумал поехать вместе с Бетховеном в Лондон (гонорарный клондайк для музыкантов) и устроить там презентацию своего пангармоникона, причём, гвоздём программы должна быть пьеса на злобу дня — о громкой победе английской армии.
Бетховен, хоть и написал уже в тому времени почти все свои шедевры и был знаменит на всю Европу, нуждался в деньгах, поэтому он согласился, и по подробному плану, составленному Мельцелем, написал для этого проекта батальную картину.
В Лондон они, правда, так и не поехали, а «Битва при Витории» была переписана для оркестра и исполнена в Вене, причём, с таким успехом, которого Бетховен никогда не знал.
Музыкальный блокбастер
«Битва при Витории» — отличный пример того, как делается шумный сиюминутный успех. Тот же рецепт и сейчас, в 21 веке, лежит в основе любого блокбастера. Вот его составляющие:
- актуальность темы (то, что у всех на языках в данный момент)
- супер размах
- спецэффекты
- популярные исполнители.
В случае Бетховена это огромный состав — кроме симфонического оркестра, ещё два военных, расположенных в разных концах зала, трубные сигналы, шоу военных барабанщиков, мелодии популярных песен («Правь, Британия», «В поход Мальбрук собрался», «Боже, храни короля») и специальные шумовые эффекты, имитирующие звук стрельбы и пушечных выстрелов. Не хватает только лазерных проекций.
И на кого бы всё это не произвело впечатление в начале 19 века?
Добавим, что к премьерному исполнению Мельцель, как грамотный продюсер, привлёк всех «медийных персон» музыкального мира Вены: одним из дирижёров был Сальери, а в оркестре сидели два блестящих венских виртуоза-пианиста Гуммель и Мейербер.
Сейчас эта музыка звучит как саундтрек к старому фильму про войну.
Ещё раз (потому что трудно в это поверить): вся эта батальная канонада и выстрелы пушек записаны в партитуре и исполняются музыкантами ударной группы оркестра с помощью специальных трещоток (выстрелы) и огромного барабана (пушечные залпы).
Вот примерно половина этого сочинения:
Что получил в итоге Бетховен?
Невероятный успех у публики, особенно английской. Большие гонорары. И насмешки критиков.
Но Бетховен — не Чайковский, он не был склонен к рефлексии, и ответил однажды на такие выпады коротко и внятно: «даже моё … scheiße (погуглите перевод) лучше, чем всё, что вы когда-либо в своей жизни сможете сочинить».
С Мельцелем, который считал себя законным соавтором этой композиции, Бетховен позже поссорился из-за авторских прав, и даже начал судебный процесс против него, но потом они договорились по-хорошему.